главная написать письмо

ФОРУМ

Новое ПБУ "Учет аренды"
автор: maksevrodim
размещено: 01.07.13 / 21:10
Вопрос по страхованию автомобилей.
автор: maksevrodim
размещено: 22.06.13 / 13:11
Ищу работу в Москве.
автор: Вадим
размещено: 13.04.11 / 10:41
В лизинг танк и установку град! :)
автор: Igor
размещено: 24.03.11 / 2:08

 


 





ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ "ДВИГАТЕЛЬ" ДЛЯ АВТОЛИЗИНГА

Конкуренция на рынке лизинга автотранспорта через несколько лет может привести к изменениям в составе лидеров: молодые лизинговые компании уже сегодня претендуют на лидерские позиции. И высокие технологии играют в этом отнюдь не последнюю роль.

На сегодняшний день лизинг автотранспорта является самым крупным и наиболее развитым сегментом российского рынка лизинга. По оценкам экспертов, автолизинг будет развиваться и в дальнейшем, поскольку потенциал данного вида финансовой аренды до конца не исчерпан. Более того, он развивается в сторону оказания сопутствующих услуг: сервисное обслуживание, управление автопарком, ремонт, оперативный лизинг. Главным образом, это связано с высокой ликвидностью автомобиля со стороны лизингодателя. Даже в случае неуплаты лизинговых платежей автомобиль может быть легко реализован лизингодателем на вторичном рынке. Таким образом, лизинг автомобилей практически не содержит рисков, что способствует активному развитию этого сегмента и постоянному усилению конкуренции.

Победа в борьбе за лизингополучателя будет на стороне тех лизинговых компаний, которые уделяют внимание увеличению эффективности своего бизнеса. Формула эффективности довольно проста:
  1. Главными конкурентными преимуществами транспортных лизинговых компаний являются низкая стоимость лизинговой сделки и высокая скорость ее заключения. При этом стоимость складывается из ставки финансирования, условий поставки, вознаграждения и издержек на реализацию сделки, а скорость заключения сделки зависит от скорости принятия кредитного решения и близости к клиенту.
  2. По мере взросления рынка условия поставки, уровень финансирования и вознаграждения у большинства лизингодателей сровняются, и ключевыми факторами, влияющими на конкурентоспособность лизинговых компаний, станут скорость заключения сделки и уровень издержек по ее реализации.
  3. Таким образом, слагаемыми эффективности бизнеса транспортных лизинговых компаний являются быстрота заключения сделки и сокращение издержек.

Одним из основных инструментов увеличения эффективности бизнеса транспортной лизинговой компании, судя по опыту последних двух-трех лет, является система автоматизации. Это и есть тот самый высокотехнологичный «двигатель» для автолизинга, который позволяет компании усилить свою «мощность», повысить свою «скорость» и вырваться вперед. Информационная система обеспечивает поддержку новых лизинговых продуктов, предлагаемых клиентам, максимально быстрое заключение лизинговой сделки, минимизацию расходов на ее реализацию и управление филиальной сетью (продвижение в регионы – читай: близость к клиенту - сейчас становится одной из важнейших стратегических задач лизинговых компаний).

Конечно, информационные системы есть во многих компаниях, но само по себе наличие системы еще не гарантирует роста эффективности бизнеса. Ведь система управления должна не просто «быть», она должна работать, быть глубоко интегрированной в бизнес-процессы компании, отвечать особым требованиям автолизинга.

Специфика автолизинговых компаний в том, что финансовая аренда транспорта – массовый бизнес. Учитывая, что риск убытков минимален, лизинговая компания не нуждается в углубленной оценке надежности лизингополучателей. Это позволяет привлекать весьма широкий круг клиентов. Таким образом, лизинговый портфель автотранспортной компании состоит из десятков тысяч сделок. Подход к сделкам унифицирован: как правило, во всей организации (имеет она один офис или территориально распределенную структуру с филиальной сетью) действует единая технология работы.

Поэтому при выборе информационной системы автолизинговые компании в первую очередь должны обращать особое внимание на следующие моменты:
  • способна ли система обрабатывать большие объемы данных,
  • обеспечивает ли система поддержку детализированных бизнес-процессов фронт-офиса и CRM,
  • обеспечивает ли система поддержку линейки типовых продуктов с возможностью их модификации,
  • есть ли в системе инструменты управления территориально распределенной структурой.

Однако следует учитывать, что функционал системы, какие бы широкие возможности для автоматизации лизинговой деятельности он не предоставлял, сам по себе никак не может способствовать повышению эффективности бизнеса лизинговой компании. Проект внедрения системы в большинстве случаев обречен на провал, если нет компетентных специалистов, которые правильно расставят приоритеты автоматизации, грамотно спроектируют систему, предусмотрев возможность ее развития, и запустят систему не позднее, чем через полгода после начала внедрения. Кстати, полгода – действительно критичный срок, поскольку за более длительный период в компании могут произойти существенные изменения, и система уже не будет соответствовать ее эволюционировавшим бизнес-процессам.

Информационная система положительно влияет на динамику развития любой транспортной лизинговой компании, будь то компания независимого типа (как универсальная со значительной долей сделок по автолизингу, так и специализированная автолизинговая) или кэптивная (созданная при производителе транспортных средств либо внутрихолдинговая).

Но если для кэптивных компаний информационная система в большей степени выполняет функцию поддержки бизнеса на стабильно высоком уровне, поскольку целью деятельности кэптивной компании является поддержка продаж производителя и планомерное повышение получаемой прибыли, то в случае с независимыми лизинговыми компаниями ситуация несколько иная.

В отличие от кэптивных автолизинговых компаний, которые получают от «материнской» организации устойчивый поток клиентов, финансирование, а иногда и технологию работы, независимым транспортным лизинговым компаниям приходится бороться за каждого клиента, а значит, еще до момента выхода на рынок задумываться о своей конкурентоспособности и выстраивать эффективную технологию работы. Информационная система для независимой лизинговой компании – одна из главных «движущих сил» бизнеса, влияющих не только на успех старта, но и на темпы роста. Поэтому молодые игроки лизингового рынка сегодня предпочитают решать вопрос автоматизации до начала активной деятельности.

В качестве примера такого подхода к организации бизнеса можно привести «МОСКОММЕРЦ-ЛИЗИНГ». Компания запустила проект внедрения комплексного передового решения «Хомнет Лизинг» за месяц до официального открытия. Средствами «Хомнет Лизинг» были автоматизированы бэк-офис (включая управленческий учет, контроль платежной дисциплины и управление денежными потоками по сделкам), фронт-офис и управление филиальной сетью. Использование информационной системы с момента старта деятельности компании в апреле 2006 года обеспечило возможность эффективно отстроить все бизнес-процессы и наладить единую технологию работы. Результаты первого года работы «МОСКОММЕРЦ-ЛИЗИНГ» на рынке впечатляют: заключено свыше 1000 договоров лизинга, сумма профинансированных сделок по автотранспорту составила порядка 38,5 миллионов долларов США, открыто 4 региональных представительства и до конца 2007 года планируется увеличить их число до 10.

Пример компании «МОСКОММЕРЦ-ЛИЗИНГ» - далеко не единственный. Многие новые лизинговые компании («ARVAL», «Srei», «MAN Financial Services», «Вектор-Лизинг», ING Leasing и др.) ориентируются именно на такую стратегию развития как самую перспективную и при выходе на рынок первым делом прорабатывают вопрос автоматизации. Да и более консервативные представители отрасли («Carepillar Financial», «Afin Leasing Vostok», «Лизинговая компания «УРАЛСИБ», «Brunswick Rail Management», «Государственная транспортная лизинговая компания», «Лизинговая компания «КАМАЗ» и т.д.) все чаще уделяют внимание этой проблеме: преимущества использования информационных систем для организации и ведения бизнеса становятся очевидными. Количество лизинговых компаний, успешно завершивших проекты внедрения информационных систем «Хомнет Лизинг», уже перевалило за сотню и будет только увеличиваться.

Это и не удивительно: за последние два года ситуация на рынке автоматизации лизинговых компаний кардинально переменилась. Если раньше возможности информационных систем «не дотягивали» до требований лизинговых компаний, а консультантам не хватало опыта, что приводило к провалу проектов, то сейчас есть и решения с продуманным функционалом, и компетентные специалисты, и методики внедрения, гарантирующие успех проектов автоматизации. Комплексные информационные системы набирают все большую популярность среди лизинговых компаний, и можно с уверенностью говорить о том, что в ближайшие годы эта тенденция сохранится, поскольку использование высоких технологий приводит к значительному повышению эффективности лизингового бизнеса.

В условиях все усиливающейся конкуренции в автолизингой отрасли информационная система является одним из важнейших факторов достижения высоких результатов. Вероятно, именно высокотехнологичные лизинговые компании в ближайшие годы займут существенную долю рынка и поспорят за лидерские позиции.

Обсудить
2008-02-12
Источник: Дмитрий Курдомонов, директор «Хомнет Лизинг»







Консультации по лизингу Оксана Солнышкина Генеральный директор Консалтингового агентства "Территория лизинга"

Задать вопрос




ОПРОС Знаете ли вы иностранный язык?
  • проголосовать