главная написать письмо

ФОРУМ

Новое ПБУ "Учет аренды"
автор: maksevrodim
размещено: 01.07.13 / 21:10
Вопрос по страхованию автомобилей.
автор: maksevrodim
размещено: 22.06.13 / 13:11
Ищу работу в Москве.
автор: Admin
размещено: 13.04.11 / 10:41
В лизинг танк и установку град! :)
автор: Igor
размещено: 24.03.11 / 2:08

 


 


Производство пружин изготовление пружин промышленные-пружины.рф.

АНДРЕЙ МОКИН: "МЫ ПОДНИМЕМ СТАВКИ СРАЗУ ПОСЛЕ ЭТОГО ИНТЕРВЬЮ, НО НЕ СИЛЬНО"

Генеральный директор ООО "РЕСО-Лизинг" Андрей Мокин рассказал о том, какую стратегию выбирает его компания в условиях кризиса.

Андрей Мокин
Андрей Мокин

- Поставки в какую отрасль российской экономики занимают самое большое место в вашем портфеле?

- Мы не оригинальны в этом вопросе. Лизинговым компаниям всегда интересно там, где есть понятный клиент и ликвидный залог: в строительстве, в сфере торговли и транспортных перевозок. Мы стараемся максимально диверсифицировать лизинговый портфель и ориентируемся на малый и средний бизнес. Мы, если можно так выразиться, копируем бизнес ОСАО "РЕСО-Гарантия", стоим рядом почти во всех регионах страны, стараясь получить максимальный синергетический эффект, предлагая рынку сразу два связанных между собой продукта: лизинг и страхование. В связи с этим год назад появилась программа так называемого розничного лизинга. Под розничным лизингом мы понимаем лизинг высоколиквидного имущества (техника, транспорт, оборудование) не требующего монтажа и наладки стоимостью до 10 млн. руб. При этом мы применяем экспресс-анализ ФХД клиента, запрашивая у него ограниченный перечень обязательных документов. Наша программа розничного лизинга предназначена не только для юридических лиц на общей системе налогообложения, но и для индивидуальных предпринимателей, работающих на упрощенной системе. В компании сформирован необходимый продуктовый ряд для розницы, который учитывает степень финансовых рисков и категорию лизингового имущества. Например, совместная автомобильная программа РЕСО предлагает такие продукты как "грузовой экспресс", "эконом", "лимузин" и "VIP". Лизинговые продукты подстроены под пожелания конкретных клиентов.

- Каково сегодня соотношение крупных и мелких клиентов?

- Примерно 50 на 50%. Причем, в следующем году планируем увеличить число представителей мелкого и среднего бизнеса до 60%. Конечно, сейчас, при кризисе банковской ликвидности, когда замедлилось движение денег, большинство банков осторожнее кредитуют лизинг "в долгую", повышая ставки по всему спектру кредитов. К счастью, у лизинговых компаний кризиса ликвидности практически нет, поэтому у них нет необходимости останавливать бизнес. К сожалению, лизинговые компании в этой непростой ситуации похожи на того льва, который все съест, только, кто ему даст. Им приходится более осмотрительно и грамотно распределять ресурсы, а банкам повышать планку надежности. Поэтому наша ориентация на розницу, наряду с прочим, наиболее предпочтительна для кредиторов. В сложные времена гораздо лучше иметь несколько тысяч мелких клиентов, чем заложиться на 2-3 десятка крупных. Понятно, что чем больше в корабле переборок, тем меньше шансов, что он затонет. К сожалению, нам тоже, вслед за банками, идется поднять ставки. Некоторое время рынок будет привыкать к ним. Не сразу. Прогноз на 2009 год - все немного замедлится, и будет стоить дороже. Спрогнозировать состояние лизингового рынка на более длительный срок затруднительно.

- А когда вы планируете поднять ставки?

- Видит бог, мы не хотим быть первыми, но, думаю, придется это сделать безотлагательно.

- А, так вы, значит, уже почувствовали на себе, образно говоря, "дыхание кризиса"?

- Да, клиенты стали медленнее принимать решения, немного сократилось количество контрактов. Хотя, тут я имею в виду крупные контракты. Малого бизнеса, надо признать, эта ситуация пока еще не коснулась. Он пока пребывает в иллюзиях. Мелкий предприниматель как возил песок с карьера, так и возит, как рыл котлован, так и роет, как строил чего-нибудь так себе и строит. Эта часть наших клиентов станет осторожничать не раньше, чем через 3-4месяца.

- Какова на сегодняшний день основная проблема лизинговой индустрии?

- Как ни странно, до сих пор мы не имеем структуры, которая бы доносила наши потребности до законодателей и государства. Есть российская ассоциация лизинговых компаний, но я не вижу, чтобы она лоббировала или как-то иначе защищала наши интересы. Недавно образовалась секция лизинга при Торгово-Промышленной палате, они пытаются предметно решать некоторые важные для нас вопросы. Например, считается, что лизинговый бизнес более защищен в сравнении с обычным кредитованием, потому что имущество находится в собственности компании, и в случае банкротства лизингополучателя можно реализовать это имущество на вторичном рынке и таким образом минимизировать свои потери. В идеальном случае так и происходит. На деле же, с некоторыми представителями нашего малого бизнеса бывает так, что техника им не нужна, но и отдавать ее не хотят.

- Это очень по-русски.

- Да. Особенно странно, когда не отдают легковые автомобили. Но самое удивительное, что арбитражные суды при этом принимают решение, что изъятие имущества у лизингополучателя может привести к ухудшению его производственной деятельности. У нас было несколько таких случаев. По мнению арбитражного суда, забирая "Мерседес" у предприятия, лизинговая компания препятствует его бизнесу. Ну никак он не может, бедный, на "Жигулях" руководить! Почти всегда суды отказывают в удовлетворении обеспечительных исков, то есть, не дают возможности кредитору арестовать имущество в связи с возможностью его утери.

- А разве имущество не застраховано?

- Это первый год. Но потом наступает второй, у клиента возникают финансовые проблемы, и он начинает тянуть с оформлением страховки. Авось пронесет.

- Получается, что ваши добросовестные клиенты платят за недобросовестных, поскольку естественный шаг со стороны лизинговой компании в этой ситуации - это увеличить ставки.
Насколько я понимаю, крупные клиенты ведут себя более ответственно?

- Как правило, да. С ними можно договориться, их можно просчитать. А мелкий бизнес может скрываться, может, скажем, путешествовать по стране на взятом в лизинг грузовике, давать бесконечные обещания и не выполнять их. Секция по лизингу в Торгово-Промышленной палате, насколько мне известно, сейчас как раз пытается работать с высшим арбитражным судом с целью обобщения и изменения существующей практики в пользу лизинговых компаний. Что из этого получится, не знаю. Параллельно секцией прорабатывается другая идея: минуя суды при помощи нотариально записи принуждать лизингополучателей возвращать технику с помощью судебных приставов.

- Объем вашего бизнеса все же растет, несмотря на сложные времена?

- Конечно, каждый год, начиная с 2004, мы удваиваем бизнес. В этом году, надеюсь, тоже. Возможно, в 2009 году темпы роста немного снизятся, но рынок очень емкий, да и у кредиторов мы на хорошем счету. В сентябре ООО "РЕСО-Лизинг" увеличило уставный капитал на 2 млрд. рублей. Мы надеемся, что эта мера поможет нам остаться у банков в числе хороших заемщиков, и мы сможем привлекать кредитные ресурсы достаточными темпами.

- То есть, будете продолжать расти?

- Мы каждый год открываем по 4 новых филиала. Могли бы и больше, но мы развиваемся осмотрительно. У нас хорошо представлен юг: Ставрополь, Ростов, Волгоград, Краснодар плюс два допофиса в Пятигорске и Владикавказе. Неплохой филиал в Сибири, в Томске. В центральной части - в Череповце и Липецке. В этом году появился филиал в Санкт-Петербурге. Этот год у нас переломный, из-за перехода в новый сектор рынка - розницу, нам пришлось серьезно изменить систему IT. Это потребовало как больших капитальных вложений, так и перестройки бизнес-процессов внутри компании.

- Куда в этом году планируете расширяться?

- Пока еще не решили, возможно, в Самаре. Подумаем о Тольятти. Вообще-то со многими филиалами РЕСО-Гарантии у нас заключены договора коммерческого представительства. Подключены и страховые агенты, а их в РЕСО более 18 000 человек. Они теперь имеют возможность продавать не только страховые продукты, но и наши услуги. Наша цель - предложить от имени группы РЕСО дополнительную услугу. Что же касается кризиса, то процесс развития российской экономики можно, вероятно, притормозить, но остановить невозможно. Разные отрасли народного хозяйства развиваются, им требуется техника и оборудование. Всем нужны грузовики, пекарни, станки, значит, всем мы нужны.

Обсудить
2008-10-10
Источник: rbc.ru







Консультации по лизингу Оксана Солнышкина Генеральный директор Консалтингового агентства "Территория лизинга"

Задать вопрос




ОПРОС Знаете ли вы иностранный язык?
  • проголосовать