главная написать письмо

ФОРУМ

Новое ПБУ "Учет аренды"
автор: maksevrodim
размещено: 01.07.13 / 21:10
Вопрос по страхованию автомобилей.
автор: maksevrodim
размещено: 22.06.13 / 13:11
Ищу работу в Москве.
автор: Вадим
размещено: 13.04.11 / 10:41
В лизинг танк и установку град! :)
автор: Igor
размещено: 24.03.11 / 2:08

 


 



АВТОЛИЗИНГ ВЫХОДИТ В РОЗНИЦУ

Для малого предприятия получить положительное решение о приобретении автомобиля в лизинг за один день, тем более за один час после обращения — это фантастика. Так было всегда, потому что кредитору недосуг разбираться с маленькими оборотами, теневой бухгалтерией и считать риски на один фургон или микроавтобус. Когда-то в таком же безнадежном положении был розничный заемщик банка. Бум розничного кредитования лучше всяких теоретических раскладов доказывает, что и для малого бизнеса грядут лучшие времена.

Горьковский автозавод почти 11 лет назад очень верно угадал потребность рынка и бросил значительные силы и средства на разработку и производство легких грузовиков и микроавтобусов. В течение последующего десятилетия появились различные модификации автомобилей данного класса: «Соболь», «Баргузин», «Валдай». Примерно в то же время Завод им. Лихачева начал выпускать малотоннажный грузовик ЗИЛ-5301 «Бычок». Таким образом, определились наиболее популярные «рабочие лошадки» для малого и среднего бизнеса. Чтобы понять это, достаточно постоять 15 минут на любом перекрестке.

Однако сегодня, наверное, мы наблюдаем новый виток развития рынка легких грузовиков и микроавтобусов, да и других отраслей, которые рассматривают малый бизнес и частных предпринимателей в качестве своих клиентов. В частности, большую активность стали проявлять иностранные производители автотехники, и отечественный автопром вынужден искать способы сделать свою продукцию более доступной. С другой стороны, игроки финансового рынка заговорили о том, что считают малый бизнес приоритетной клиентурой и будут активно продвигать свои услуги в розничном сегменте. Стечение этих обстоятельств приводит к появлению предложений по обеспечению автотранспортом малых предприятий на условиях, которые еще год назад казались просто невозможными, как два года назад казалось невозможным получить кредит в торговом зале под честное слово и фотографию в паспорте. Например, предприниматель может получить «ГАЗель» в лизинг, показав только учредительные документы и официальную финансовую отчетность. При этом лизинговая компания, предоставляющая в лизинг продукцию ГАЗа, готова работать с клиентом, который только вчера получил документы из регистрирующих органов, а если предприниматель работает всего 2—3 месяца, то к рассмотрению может быть принят и нулевой баланс.

Зачем еще нужна «ГАЗель», если не для бизнеса?

Такие условия на предоставление «ГАЗелей» в лизинг действуют с декабря прошлого года. В составе группы компаний «Базовый Элемент» появилась компания «Элемент Лизинг», которая, по словам ее генерального директора Андрея Писаренко, ориентируется именно на розничный лизинговый сегмент, лизинговые услуги для малого бизнеса. Эта компания считает, что ее клиент заинтересован в приобретении по лизингу автотранспортных средств на сумму от 200 тыс. до 3 млн рублей, от 5 до 100 тыс. долларов. И ее клиентура — предприятия, занятые в сфере перевозок, торговли, организации различных услуг, небольшого производства, например мебельного. Хотя и крупному потребителю, разумеется, не откажут. Но вот парадокс: лизингодателю, ориентированному на розничного клиента, трудно оценить более крупные риски. Поэтому большой транспортной компании, которая хочет купить, например, 50 автомобилей, предложат брать партиями по 10 единиц техники раз в 2—3 месяца, чтобы понять, как устроен бизнес большого клиента, как исправно он платит и т.д.

Как сообщил «БО» пресс-секретарь ГАЗа Сергей Луговой, «ГАЗели» и другие автомобили Горьковского автозавода можно получить в лизинг на 1—3 года при авансовом платеже 30% от стоимости автомобиля. В зависимости от параметров сделки удорожание предмета лизинга составляет около 12% в год. Условия стандартные, если не учитывать минимальный набор документов и скорость принятия решения о финансировании. Андрей Писаренко, гендиректор «Элемент Лизинга», уверяет, что такое решение принимается в течение одного часа. «В заявке клиент указывает, в каком секторе он работает, срок работы, кто является руководителем предприятия, — говорит А. Писаренко, — и мы принимаем решение, оцениваем риск, руководствуясь соображениями здравого смысла и опыта работы в этом сегменте рынка. Зачем еще нужна «ГАЗель», кроме как для бизнеса? Авансовый платеж 30% лучше всяких проверок говорит о серьезности намерений лизингополучателя. В любом случае на 6—15 тыс. рублей ежемесячного лизингового платежа он заработает. В таких условиях клиенту экономически нецелесообразно отказываться от сделки, возвращать предмет лизинга».

Фактически «Элемент Лизинг» использует технологию скоринговой оценки клиента. Перед компанией теперь стоит задача до конца года создать около 50 точек присутствия по стране, то есть практически везде, где есть дилеры ГАЗа. Каких-то особых технологических сложностей в выполнении этой задачи Андрей Писаренко не видит. Для этого следует наладить обучение менеджеров в компаниях-дилерах, передать им программное обеспечение и наладить документооборот. Кроме того, крупные столичные компании ограниченно присутствуют в регионах. «Элемент Лизинг» чувствует конкуренцию в крупных городах, в Москве, в Питере, в Нижнем Новгороде. Но за Уралом уровень конкурентной борьбы значительно ниже, и у лизинговых компаний, прицельно ориентирующихся на розничный сегмент, есть хорошие шансы. Важным условием успешного развития своей лизинговой компании А. Писаренко считает четкую ориентацию на сегмент малого бизнеса. Именно в диапазоне сделок до 3 млн рублей компания может предложить конкурентоспособные продукты, считает он. В этом сегменте низкая конкуренция среди лизинговых компаний и очень высокий спрос со стороны потребителей. Но крупные компании и банки не могут быстро изменить бизнес-стратегию и бизнес-процессы. Оценка рисков крупного бизнеса с их точки зрения проще, а выход на розничную клиентуру требует высокой автоматизации процессов, специально обученного персонала, словом, всех тех ресурсов, которыми были вынуждены обзавестись и банки, и страховые компании, принявшие решение осваивать розничный рынок.

Кредитную политику на «Бычки» определяют дилеры

Возможно, идеология массированной атаки на розничный сегмент, в данном случае представленный малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями, с подачи лизинговой программы ГАЗа будет воспринята и растиражирована рынком. Но пока другие производители техники для малого бизнеса руководствуются более консервативной стратегией.

Начальник управления Торгового дома ЗИЛ Владимир Москалев сообщил «БО», что завод и Торговый дом не ставят своей целью розничную торговлю своими автомобилями. Иногда конечный, розничный потребитель обращается в Торговый дом ЗИЛ, и зиловцам понятны его мотивы: некоторым клиентам приятно знать, что они купили свой «Бычок» непосредственно на заводе, а не у «перекупщиков». В случае необходимости стороннего финансирования покупки Торговый дом направляет таких клиентов в лизинговую компанию: «Каркаде», «КАМАЗ-Лизинг» или «Росагролизинг».

Типовые условия по передаче в лизинг автомобильной техники в ОАО «Росагролизинг», например, включают в себя 15% авансового платежа, 4% за использование средств на приобретение предмета лизинга, 7% страхового взноса на весь срок лизинга и 1,5% от остаточной стоимости предмета лизинга в год — вознаграждение «Росагролизинга». Типовой срок договора — 5 лет.

Но условия лизинговой сделки ЗИЛ не интересуют. Главное, что лизинговая компания оплачивает заводу автомобили, приобретенные с помощью лизинга. Главная задача завода и Торгового дома — организация оптовой торговли, контроль цен и поступления автомобилей к дилерам. Последние являются самостоятельными юридическими лицами и вольны по своему усмотрению заключать договоры с лизинговыми компаниями или банками, но никаких сквозных условий по продаже «Бычков» в кредит или в лизинг для дилеров ЗИЛа не существует.

Клиенты хотят деньги подешевле — сроки подлиннее

Крупные транспортные компании между тем тоже все внимательнее изучают преимущества лизинга. Нелли Тишкова, начальник управления лизинговых операций и страхования московской компании «Автолайн», рассказала «БО», что для обновления автопарка компания пока преимущественно использует кредитование, но начали работать и по лизинговым схемам. «Лизинг удобнее, — говорит Н. Тишкова, — для получения финансирования требуется меньше документов. Кроме того, бремя получения кредита, переговоров с банками ложится на лизинговую компанию. Мы только подаем заявку и вносим ежемесячные платежи».

Но существенным недостатком лизинга в «Автолайне» считают удорожание финансирования. Предприятие все равно платит за кредит банка, поскольку средства на обеспечение сделки предоставляет банк, и плюс маржу лизинговой компании. Итого получается 10—15% годовых по кредиту, что приводит к ежегодному удорожанию объекта лизинга примерно на 9%. Срок лизингового договора по опыту «Автолайна» колеблется в пределах 1,5—2 лет. Кредит в Милбанке или банке «Ак Барс» транспортной компании обходится в 15—20% годовых на те же 1,5—2 года.

Еще обращает на себя внимание срок принятия решения о финансировании сделки. По словам Н. Тишковой, после того, как лизинговая компания выносит документы на кредитный комитет банка, может пройти от нескольких недель до нескольких месяцев до подписания сделки и получения автомобилей. Банку нужно посмотреть баланс, динамику развития компании. Причем повторное обращение в компанию и банк («Автолайн» приобретает в год 300—400 машин партиями в среднем по 10 единиц техники) не гарантирует более быстрого прохождения документов.

Несмотря на это, отказываться от кредитных и лизинговых схем перевозчик не собирается. Приобретать машины за счет собственных средств — значит, выводить их из оборота. А доля лизинговых сделок, скорее всего, будет расти. Например, последнее время «Автолайн» начал приобретать не только «ГАЗели», но и микроавтобусы «Фольксваген» с помощью лизинговой компании «Фольксваген Групп Финанс». В «Автолайне» надеются, что со временем срок лизинга будет увеличиваться, а процентные ставки — будут уменьшаться.

Обсудить
2007-06-07
Источник: bo.bdc.ru







Консультации по лизингу Оксана Солнышкина Генеральный директор Консалтингового агентства "Территория лизинга"

Задать вопрос




ОПРОС Знаете ли вы иностранный язык?
  • проголосовать