главная написать письмо

ФОРУМ

Новое ПБУ "Учет аренды"
автор: maksevrodim
размещено: 01.07.13 / 21:10
Вопрос по страхованию автомобилей.
автор: maksevrodim
размещено: 22.06.13 / 13:11
Ищу работу в Москве.
автор: Admin
размещено: 13.04.11 / 10:41
В лизинг танк и установку град! :)
автор: Igor
размещено: 24.03.11 / 2:08

 


 



ЛИЗИНГ В КРАСНОДАРЕ: ВИДЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

В прямом эфире гости в студии рассказывали, что такое лизинг и как его оптимально использовать, какие проблемы есть у лизинговых компаний и каковы перспективы этого рынка в крае.

Информационный партнер программы - "Деловая газета. Юг".

Программа «Деловая волна» выходит в прямом эфире по пятницам, с 14 до 15 на "РСН" ("Русская служба новостей"), 104,2FM.

Айгуль Мустакаева: Сегодня мы поговорим о лизинге. Что такое лизинг и как оптимально использовать этот финансовый инструмент, какие проблемы есть у лизинговых компаний и каковы перспективы этого рынка в крае.

У нас в гостях директор краснодарского представительства компании «Каркаде Лизинг» Тариэль Гасанов и региональный руководитель компании «Элемент Лизинг» Андрей Стадников.

Давайте напомним, что такое лизинг. Расскажите, какова схема лизинговых сделок? Что можно купить в лизинг?

Андрей Стадников: В настоящее время перед многими российскими предприятиями стоит серьезная проблема поиска и привлечения долгосрочных инвестиций для расширения производства, приобретения современного оборудования, специализированной техники и внедрения новых технологий. В ситуации, когда банковская система недостаточно гибкая, и возможности получения инвестиционных кредитов ограничены, лизинг является одним из наиболее доступных и эффективных способов финансирования развития производства. В мире существует множество определений лизинга. Однако, будучи российской компанией, предоставляющей лизинговые услуги на внутреннем рынке, определим лизинг в соответствии с отечественным гражданским правом. Гражданский Кодекс РФ дает следующее определение финансовой аренде (лизингу): "По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца".

Лизинг – это комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату.

Тариэль Гасанов: Лизинг или финансовая аренда – это один из способов финансирования. Имущество приобретается и передается лизинговой компанией на основании договора лизинга клиенту за определенную плату для ведения предпринимательской деятельности. Имущество передается на определенный срок, на определенных условиях. Существует право выкупа имущества. Официально стороны называются Лизингодатель и Лизингополучатель. Еще присутствует Продавец. Соответственно, Лизингодатель приобретает имущество у Продавца и передает Лизингополучателю.

Лизингополучателями в России, согласно законодательству, могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Наша компания специализируется на предоставлении розничных автолизинговых услуг для малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей. CARCADE Лизинг готова профинансировать сделки по приобретению легковых автомобилей (преимущественно иномарок), коммерческого автотранспорта, предназначенного для перевозки пассажиров, грузового автотранспорта, колесной спец. техники.

Айгуль Мустакаева: Какова схема лизинговых сделок?

Андрей Стадников: Существует несколько вариантов построения сделки лизинга, однако здесь мы рассмотрим тот, который преимущественно применяется в нашей компании. Сделка лизинга состоит из нескольких договоров, заключаемых между участниками сделки: лизингодателем, лизингополучателем, поставщиком и страховщиком.

Итак, Лизингополучатель подает документы и спецификацию выбранного им имущества (все что угодно) в ЛК, после чего происходит одобрение ЛП. в ходе сделки, после заключения договора лизинга, компания приобретает в собственность оборудование или ТС, указанное клиентом (лизингополучателем), у поставщика, также определенного клиентом. В договоре купли-продажи ТС, заключаемого между нашей компанией и поставщиком, фиксируются обязанности последнего в определенные сроки поставить ТС или оборудования, его стоимость и порядок расчетов, качество и комплектность, обязательства по доставке и монтажу (для оборудования). Текст договора купли-продажи письменно согласовывается с лизингополучателем.

ЛП предварительно застраховав данное ТС у страховщика от полного комплекса имущественных рисков т.е. по КАСКА, передаём его клиенту во владение и пользование. По договору страхования выгодоприобретателем являемся мы. С момента передачи имущества клиенту на него возлагается ответственность за сохранность, надлежащие условия хранения и поддержание оборудования или в рабочем состоянии.

На протяжении срока договора лизинга право собственности на предмет лизинга остается за лизинговой компанией, а клиент использует оборудование или ТС в своих целях, ежемесячно выплачивая установленные договором лизинга платежи. В случае неосуществления выплат в соответствии с определенным договором графиком лизинговых платежей лизингодатель имеет право изъять оборудование или ТС, принадлежащее ему по праву собственности, и реализовать его. Если же лизингополучатель осуществляет лизинговые платежи в соответствии с графиком и полностью выплачивает сумму договора, право собственности на оборудование или ТС переходит к нему. Все доходы и прибыль, полученные клиентом в ходе использования оборудования, являются собственностью клиента.

Айгуль Мустакаева: Что можно купить в лизинг?

Андрей Стадников: В принципе в лизинг можно приобрести практически все: от компьютера до самолета. Что касается Элемент Лизинга, мы в основном специализируемся на ТС – Это легковые, грузовые, специализированные ТС, техника для строительства, и в меньшей степени оборудование, где оно в свою очередь составляет порядка 10% нашего портфеля.

Айгуль Мустакаева: Кому выгодно использовать лизинговую схему? В каких случаях? Какие преимущества получает лизингополучатель?

Тариэль Гасанов: Лизинговую схему при приобретении автомобиля выгодно использовать всем предприятиям, перечисляющим налоги в бюджет. Во-первых, лизинговый платеж в полном объеме относится на себестоимость, уменьшая тем самым налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Тогда как суммы выплат основного долга по банковскому кредиту напрямую не относятся на себестоимость и уплачиваются из средств компании. Во-вторых, при лизинге предприятие может экономить на налоге на имущество. Потому что согласно российскому законодательству, возможно применение ускоренной амортизации с коэффициентом 3 по отношению к приобретенному в лизинг имуществу. Таким образом, нужно учитывать не только удорожание, которое клиент видит в графике платежей, но и все экономии, предусмотренные российским законодательством при заключении договора лизинга, что значительно удешевляет стоимость владения предметом лизинга. Использование лизинга только улучшает экономические показатели в части соотношения собственных и заемных средств. Такое улучшение связано с тем, что новое оборудование позволяет увеличивать объемы реализации продукции или услуг без увеличения пассивов баланса (обязательств). Возможность лизингополучателя по привлечению дополнительных займов и кредитов не снижается. В то же время, своевременная оплата лизинговых платежей является такой же кредитной историей, как и при банковском кредитовании.

При заключении договора лизинга на приобретаемый автомобиль не требуется привлечение значительного объема инвестиций, достаточно 10–30% собственных средств.

Для сравнения: при приобретении в кредит требуется значительная доля собственных средств от 30 до 60% от стоимости автомобиля. Проблемы по привлечению недостающего объема инвестиций лизинговая компания берет на себя. При этом лизингополучатель имеет возможность без мобилизации больших финансовых ресурсов обновить корпоративный автопарк. Высвобожденные финансовые ресурсы могут быть направлены на пополнение оборотных средств, обучение персонала компании, проведение рекламных акций и т.д. В нашей компании в рамках единого универсального лизингового предложения «Лизинг по Вашим правилам» возможно приобретение автомобиля с первым платежом равным 0%.

Андрей Стадников: Преимущественное положение лизинга в отличие от кредита: простая процедура оформления договора лизинга; предъявляются более щадящие и гибкие требования по дополнительному обеспечению (в некоторых случаях дополнительного обеспечения вообще не требуется); лизинговая компания не выставляет дополнительных условий в отличие от банков, таких как перевод денежных оборотов в этот банк, не снижаемый остаток на счетах в этом банке, дорогое расчетно-кассовое обслуживание налоговые льготы:
  1. снижение уплачиваемого налога на имущество путем уменьшения налогооблагаемой базы за счет ускоренной амортизации
  2. уменьшение налога на доход путем отнесения лизинговых платежей полностью на затраты. Основная характеристика лизинга базируется на отношениях собственности. При лизинге собственность на предмет аренды сохраняется за лизинговой компанией, а клиент приобретает его лишь во временное пользование, т.е. право пользования имуществом отделяется от права владения им. По окончанию сделки лизинговое имущество может быть выкуплено клиентом по остаточной (выкупной) стоимости. Учитывая вышеперечисленные преимущества, эффективность финансирования покупки оборудования и автотранспорта с помощью лизинга значительно выше в сравнении с кредитом, а зачастую является единственно возможным официальным источником финансирования для предприятий из-за большей доступности.

Айгуль Мустакаева: Какие документы – примерный список – нужны для совершения сделки?

Андрей Стадников: В принципе для совершения сделки достаточно Учредительных документов и Форма 1 и 2 Баланса за последний отчетный период. Если Предприятие или ИП находиться на Вмененном налогообложении, то от них нужно Налоговая декларация.

И этих документов достаточно, чтобы приобрести ТС до полутора мил. рублей (1,5 мил. р.)

Соответственно если сумма финансирования большая то мы запрашиваем дополнительный пакет документов - это справка из банка об оборотах ЛП и договоры с поставщиками и клиентами.
  1. Заявка на лизинг
  2. Свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН)
  3. Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
  4. Устав
  5. Учредительный договор (решение о создании)
  6. Свидетельство(а) о регистрации изменений в ЕГРЮЛ, а также текст изменений
  7. Информационное письмо об учете в ЕГРПО
  8. Протокол (решение) о назначении Исполнительного органа
  9. Копия паспорта руководителя10. Копия паспорта поручителя(ей)
  10. Баланс на последнюю отчетную дату (Форма 1)*
  11. Отчёт о Прибылях и Убытках за последний отчетный период (Форма 2)*
  12. Налоговая декларация**
  13. Письмо об отсутствии изменений

Айгуль Мустакаева: Сколько времени занимает обычно сбор документов, рассмотрение заявки? Сколько времени проходит от того момента, когда клиент пришел в лизинговую компанию, до того момента, когда клиент получил автомобиль или оборудование?

Андрей Стадников: Обычно собрать данный пакет документов не составляет труда, т.к. данный перечень есть у каждого налогоплательщика.

Все зависит от клиента, от его желания быстро приобрести оборудование или ТС с помощью лизинга. Если собран пакет документов, рассмотрение заявки на получения лизинга в нашей компании проходит от 3 часов. до 2-х дней. Естественно это зависит от суммы финансирования.

Также есть еще один фактор, который увеличивают срок получения ТС - это отсутствие в наличии ТС. Если взять идеальный вариант сделки: а именно у клиента на руках весь пакет документов, готов оплачивать аванс, есть в наличии ТС – это время не превышает 2-х дней…

Но есть специальные программы по лизингу, когда клиент может получить автомобиль в тот день когда к нам он обратился. (Мгновенная покупка – ГАЗ)

Айгуль Мустакаева: А лизинговая компания финансирует сделку из собственных средств или в сотрудничестве с банками?

Тариэль Гасанов: CARCADE Лизинг лизинг – западная компания со 100% иностранным капиталом. Учредителем является крупная европейская финансовая структура ГЕТИН-Холдинг. Финансирование за счет заемных средств структуры ГЕТИН. Стратегический партнер и рублевый кредитор CARCADE Лизинг в России – Сбербанк России, для которого CARCADE Лизинг является VIP-клиентом.

Андрей Стадников: Лизинговая компания финансирует сделки, как из собственных средств, так и из заемных. Причем, это могут быть не только средства отечественных и иностранных банков, но и заемные средства сторонних организаций, физических лиц или учредителей лизинговой компании. В последнее время очень распространенным способом привлечения финансирования является эмиссия облигаций и вексельное кредитование. Так, например, за счет собственных средств компания «Элемент Лизинг» в 2007 году профинансировала около 6% сделок, за счет банковского кредитования – 66,5%, за счет эмиссии облигаций – 13%, вексельное кредитование – 12%. Большинство лизинговых компаний в основном использует финансирование банков. Но при этом возникают некоторые трудности, связанные в большей степени по срокам кредитования ЛК, так как по-прежнему банки гораздо охотнее занимаются краткосрочным кредитованием, чем средне- и долгосрочным.

Айгуль Мустакаева: Если говорить об условиях лизинга: на какой срок можно оформить договор лизинга? Сколько составляет удорожание? Приведите цифры средние по краю, от и до.

Андрей Стадников: В нашей компании ООО Элемент Лизинг данный срок составляет от 12 до 36 месяцев, но в индивидуальных случаях мы можем его увеличивать до 48 мес. Что касается других ЛК срок лизинга может превышать 7 лет. (Как правило, это лизинг недвижимости…) Что касается Удорожания в нашем регионе оно может составлять от 0% и до 14% иногда и выше… Все это зависит от множества факторов: Фин. Состояния ЛП, Аванса, срока лизинга, Валюты договора, Самого предмета Лизинга и т.д.

Айгуль Мустакаева: Что чаще берут в лизинг в Краснодарском крае? Каковы особенности местного рынка?

Андрей Стадников: В крае через нашу компанию в основном приобретают специализированную, строительную технику. Технику для перевозки грузов, инертных материалов и естественно легковой транспорт и оборудование

Если разбить наш инвестиционный портфель то мы можем увидеть, сто на долю коммерческого транспорта приходится порядка 70 %, на легковой транспорт 20%, и 10 % это оборудование. Особенности рынка нашего региона заключается в том что, в лизинг приобретается все от компьютера до самолета, А если быть точнее В связи с олимпиадой 2014, реконструкцией города и края в целом в основном делается акцент на строительной технике.

Айгуль Мустакаева: Наибольшую долю в структуре рынка Краснодарского края занимают сделки по приобретению автомобилей. Взять автомобиль в лизинг выгоднее, чем в кредит? Почему?

Тариэль Гасанов: При оценке эффективности обоих вариантов следует рассматривать период полной амортизации автомобиля, поскольку амортизационные отчисления по автомобилям оказывают существенное влияние на размер уплачиваемых налогов даже после окончания срока лизинга и кредита.

По сравнению с кредитом лизинг – доступный источник финансирования. Банки предъявляют достаточно жесткие требования к своим заемщикам – в лизинговых компаниях условия более лояльны. При заключении лизинговой сделки, как правило, не требуется дополнительного обеспечения, так как сам предмет лизинга выступает обеспечением сделки для лизинговой компании (автомобиль находится на балансе лизинговой компании до момента выкупа). И в случаях, когда клиенту отказали в получении кредита, он может обратиться в лизинговую компанию. Особенно это актуально для компаний малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей (клиенты CARCADE Лизинг) – именно этим группам кредит зачастую бывает просто не доступен.

Айгуль Мустакаева: Какая строительная техника пользуется спросом?

Андрей Стадников: Если брать определенные марки ТС точно нельзя сказать чего больше берут. На краснодарском рынке спросом сейчас пользуется вся строительная техника….. от погрузчика до башенных кранов……. Не зависимости от производителя это иностранный или отечественный производитель и также от его ценового диапозона.

Айгуль Мустакаева: Что касается малого бизнеса. Используют ли небольшие предприятия лизинг? Есть ли для них специальные программы?

Тариэль Гасанов: Малый бизнес – это та аудитория, на которую рассчитаны лизинговые предложения компании CARCADE Лизинг. И упомянутая ранее программа «Лизинг по вашим правилам»* полностью ориентирована на них.

В целом по результатам 2007 года можно отметить рост спроса на лизинговые услуги со стороны предприятий малого бизнеса, которые, развиваясь, объективно испытывают дефицит финансовых ресурсов. Именно поэтому наиболее привлекателен для них лизинг, при котором практически не возникает проблем с залоговым обеспечением.

Айгуль Мустакаева: Сколько лизинговый компаний работает в Краснодарском крае? Насколько я знаю, это преимущественно филиалы крупных московских компаний? Сильная ли конкуренция на рынке? Или клиентов хватает всем? (здесь можно про объемы рынка, объемы сделок в ваших компаниях)

Тариэль Гасанов: В настоящее время количество лизинговых сделок в Краснодаре более чем в два раза превышает количество сделок в другом крупном городе на Юге – Ростове-на-Дону. Эта разница возникает за счет лизинга коммерческой техники, в частности грузового транспорта и спецтехники. В последние месяцы этот рынок переживает бурный рост благодаря подготовке к предстоящей Сочинской Олимпиаде, а также строительство игрового центра Азов-Сити. Действительно, федеральные компании являются основными игроками рынка лизинговых услуг Краснодарского края. Как правило, национальные игроки могут предложить более выгодные условия потенциальным клиентам, чем региональные компании. Поэтому преимущество остается за федеральными компаниями.

Айгуль Мустакаева: Слышали ли, какие еще компании собираются выходить на краснодарский рынок? Может, иностранные? (если да, то чем это грозит и кому).

Андрей Стадников: Вряд ли в ближайшее время на рынок лизинга Краснодарского края, как и в любом другом регионе России, появится новый игрок. Основные игроки рынка уже заняли свои достаточно прочные позиции. Хотя не исключено, что какой-либо иностранный банк откроет свою лизинговую компанию и начнет двигаться вглубь России, начиная с ее ключевых регионов. Но, скорее всего, ему не удастся составить конкуренцию уже существующим лизинговым компаниям, давно и активно работающим на этом ранке.

Айгуль Мустакаева: А если говорить о самих лизинговых компаниях. Какие проблемы, на ваш взгляд, сейчас есть на вашем рынке, как их решить? (Может, есть недоработки в законодательстве? Или финансовая неграмотность бизнеса, незнание всего спектра возможных финансовых инструментов?)

Тариэль Гасанов: Основная проблема заключается в том, что на данный момент нет единого подхода к оценке клиента, каждая лизинговая компания сама для себя определяет критерии, по которым она может предоставлять то или иное имущество. Так же необходимо выделить и то, что лизинговые компании не ведут общей базы недобросовестных клиентов, в которую заносились бы неплательщики. И, самая главная проблема, существующая на данном этапе, это несовершенство законодательной базы, допускающей существование полулегальных компаний. Решение всех выше сказанных проблем приведёт к тому, что любое юридическое лицо сможет получить лизинговое финансирование. А, также повышение самосознательности предпринимателей приведёт к возможности получения ими выгодного финансирования.

Андрей Стадников: Сегодня действительно существует ряд проблем на рынке лизинга, которые некоторым образом мешают работе лизинговых компаний. В первую очередь, это несовершенство нормативно-законодательной базы, существующие противоречия в толковании бухгалтерского учета и сложившаяся практика по зачету НДС. Все эти проблемы сглаживаются на фоне существующего высокого спроса на лизинг и бурно развивающихся отраслей народного хозяйства, которые несмотря ни на что нуждаются в дополнительном финансировании со стороны лизинговых компаний. Также проблемой для лизинговых компаний является нехватка квалифицированных специалистов, особенно в регионах России. Здесь наблюдается острый дефицит необходимых кадров. Поэтому в этой части наша компания уделяет большое внимание подбору способных молодых сотрудников и их дальнейшему обучению. Мы сами растим для себя профессионалов, способных работать в лизинговом бизнесе.

Айгуль Мустакаева: Банковский кризис как-то сказался на ставках и условиях лизинга в России и в крае?

Тариэль Гасанов: В России. Влияние глобального банковского кризиса в РФ проявилось не столь масштабно как грозили аналитики. Потери в первую очередь коснулись небольших финансовых структур, которые из-за отсутствия или недостаточности собственных средств во многом зависят от банков-кредиторов. Получить кредит в условиях кризиса ликвидности не так-то просто, поскольку российские банки ужесточают свои требования к заемщикам. В итоге, многие лизинговые компании потеряют свою конкурентоспособность и будут вынуждены либо уйти с рынка совсем, либо будут поглощены другими более крупными игроками.

Крупные лизинговые компании, имеющие достаточно высокий процент собственных средств, наоборот, почувствуют себя увереннее. Например, компания Каркаде имеет 100% иностранный капитал, равный 739 млн. руб., и это является сильным конкурентным преимуществом в условиях нестабильности финансового сектора. Такие компании, как наша, во-первых, превращаются в единственную альтернативу для сегмента малого и среднего бизнеса (которому по объективным причинам, банковский кредит окажется не доступным). Во-вторых, получают возможность расширить свою деятельность путем поглощения мелких игроков, что в основном произойдет в регионах.

Негативное влияние банковского кризиса не может не отразиться на экономическом состоянии страны в целом. И бизнес, испытывая дефицит денежных средств, будет вынужден сократить объем инвестиций в обновление основных фондов. В результате, спрос на услуги лизинговых компаний упадет. Однако, мы считаем, что не смотря на это пополнение и обновление корпоративных автопарков будет продолжаться, и автолизинг будет востребован.

Айгуль Мустакаева: У лизинговых компаний есть ассоциация, союз? (если да, то чем занимается и входите ли вы в нее? Если нет, почему и нужна ли?)

Андрей Стадников: Да, есть. Это РОСЛИЗИНГ. Мы входим в данную ассоциацию. Российская Ассоциация лизинговых компаний была создана в 1994 году как общественная организация, основной задачей которой является защита интересов лизинговых компаний, пропаганда лизинга, развитие и укрепление корпоративных связей. Компании-члены Ассоциации, а их более 150, работают во всех ключевых отраслях промышленности по всей России.

В настоящее время Ассоциация работает по следующим направлениям:

  • Ассоциация проводит работу по решению проблем, связанных с нормативной базой и правоприменением в лизинге;
  • «Рослизинг» регулярно проводит исследования рынка лизинга, а также его отдельных сегментов; Выпускает журнал «Технологии лизинга и инвестиций»;
  • «Рослизинг» проводит ряд собственных конференций и круглых столов по актуальным вопросам лизинга;
  • Проводит курсы повышения квалификации по различным актуальным тематикам, таким, как:
    • «Нормативная база, учет и налогообложение лизинговых операций»;
    • «Управление финансами лизинговой компании»;
    • «Управление маркетингом и развитием лизинговой компании»;
    • «Управление лизинговой деятельностью»;
    • Планируется расширение учебной программы Ассоциации.

«Рослизинг» – член Европейской федерации национальных лизинговых ассоциаций LEASEUROPE. Ассоциация входит в состав Торгово-промышленной палаты России и Российского союза промышленников и предпринимателей «Рослизинг» оказывает поддержку лизинговых компаний в поиске и оценке персонала.

Айгуль Мустакаева: Какие перспективы у лизинга в крае?

Тариэль Гасанов: Сейчас рост этого сегмента напрямую связан с постоянным увеличением продаж легковых автомобилей в России. Эти два рынка развиваются с одинаковой динамикой. Но я хочу отметить важную деталь. В будущем, постепенное замедление роста рынка легковых автомобилей, не должно привести к замедлению положительной динамики автолизингового рынка. Дело, в том, что сейчас количество лизинговых сделок, в общем объеме продаж всех легковых автомобилей для корпоративного сектора, составляет 17-20%. В то же время западный опыт показывает, что примерно к 2010 – 2011 году автолизинг способен занять долю в этом сегменте до 40-50%. На это повлияет, прежде всего, рост макроэкономических и отраслевых показателей в целом.

Андрей Стадников: У лизинга вообще оптимистичные перспективы, не только в Краснодарском крае. Существует огромный инвестиционный спрос особенно со стороны малого и среднего бизнеса, по сей день, он удовлетворен лишь немногим более 40%. Соответственно лизинговым компаниям есть, где развернуться. Эксперты-аналитики еще в течение нескольких лет ожидают рост рынка лизинга. В 2007 году он показал рекордный результат – вырос на 165%. В 2008 году, рынок лизинга, скорее всего, несколько замедлит темпы своего роста по сравнению с 2007, но все равно будет достаточно активно прирастающим.

Обсудить
2008-05-29
Источник: LeasingForum.ru







Консультации по лизингу Оксана Солнышкина Генеральный директор Консалтингового агентства "Территория лизинга"

Задать вопрос




ОПРОС Знаете ли вы иностранный язык?
  • проголосовать