главная написать письмо

ФОРУМ

Новое ПБУ "Учет аренды"
автор: maksevrodim
размещено: 01.07.13 / 21:10
Вопрос по страхованию автомобилей.
автор: maksevrodim
размещено: 22.06.13 / 13:11
Ищу работу в Москве.
автор: Admin
размещено: 13.04.11 / 10:41
В лизинг танк и установку град! :)
автор: Igor
размещено: 24.03.11 / 2:08

 


 



ЛИЗИНГОВЫЙ ЛАБИРИНТ

Грамотное применение лизинговых схем даже в кризис может дать толчок для роста малого предприятия. Однако в лизинге имеются и подводные камни. Главными из них для малого бизнеса являются рост ставок и сезонность, которые угрожают своевременности выплаты лизинговых платежей. Но можно договориться.

Лизинг — это аренда имущества с правом его последующего выкупа. Обычно в лизинг берется дорогостоящее оборудование или техника. Реже — производственные и складские помещения. Лизинговый платеж (как правило, ежемесячный) состоит из двух частей. Он обязательно включает в себя арендную плату (проценты по лизингу) и сумму, которая направляется на частичное погашение стоимости имущества. График погашения рассчитывается так, что к моменту окончания договора имущество полностью переходит в собственность арендатора.

Выгоды арендатора

Лизинг возник более 500 лет назад. В те времена подмастерье, обучившийся ремеслу и желавший стать мастером, но не имевший достаточно средств для открытия собственной мастерской, брал оборудование в лизинг у своего учителя.

Например, Леонардо да Винчи взял в лизинг у своего учителя — художника Веронезе — дорогостоящие краски, гипс и бронзу для открытия малого бизнеса по изготовлению художественных изделий. И затем расплачивался с мастером пять лет, в том числе и картинами.

В современных условиях лизинг применяется в двух случаях. Во-первых, когда стоимость имущества очень велика. Например, во всем мире самолеты и океанские суда продаются только на условиях лизинга. Ведь прямую покупку такого имущества зачастую не может позволить себе даже крупная компания.

Но гораздо чаще лизинговые схемы используются для минимизации налога на имущество. При лизинге имущество вплоть до окончания срока договора остается в собственности лизингодателя. Однако на него начисляется ускоренная амортизация. Это означает, что балансовая стоимость имущества резко (иногда до 50% за год) уменьшается. Но налог на имущество платится именно с балансовой стоимости: чем она меньше, тем меньше налог. Уже через год лизингодатель получает существенную экономию. Новое оборудование и техника потому и стоят так дорого, что налог на имущество очень велик. Подержанное или побывавшее в лизинге имущество, балансовая стоимость которого серьезно упала, и при прямой покупке стоит гораздо дешевле.

С точки зрения арендатора лизинговая схема также выгодна. Арендатор может пользоваться имуществом, которое ему не принадлежит, и извлекать выгоду. Когда имущество переходит в собственность арендатора, оно отражается в его балансе не как новое, а по балансовой стоимости, зафиксированной у лизингодателя на момент окончания договора. И налог на имущество бывший арендатор, а теперь собственник начинает платить именно с этой, существенно меньшей суммы. А уж в каком состоянии в действительности окажется имущество на момент перехода прав собственности — забота бывшего арендатора. Он заинтересован беречь имущество — тогда он сможет эксплуатировать его дольше и при этом продолжать экономить на налогах.

Известно, например, что Леонардо да Винчи в своих ранних работах экономил краски, клал их очень тонким слоем. С другой стороны, самолеты Boeing и Airbus, отслужив 10—15 лет на американских и европейских авиалиниях, часто продаются по лизингу в Россию и Африку, где служат еще 25—30 лет. Правда, такая схема не лучшим образом сказывается на безопасности полетов.

Гримасы кризиса

Малый бизнес пользуется лизинговыми схемами по тем же причинам, что и крупный. Любой бизнес экономит деньги. Но для малого бизнеса лизинговые схемы зачастую являются единственным доступным способом приобретения дорогостоящего оборудования и техники. Кроме того, банки даже в хорошие времена неохотно кредитовали малых предпринимателей, ведь у них, как правило, нет имущества для залога. И банкиры справедливо считали риски такого кредитования повышенными.

В кризис с кредитами на любой бизнес стало сложно. Дело даже не во взлетевших ставках (это, что называется, второй вопрос). Проблема в том, что денег просто не дают ни под бизнес-план, ни даже под залог. Например, в Первом республиканском банке выдача любых кредитов заморожена до июля, в НОМОС-банке — до июня. А ОТП-банк кредит обещает, но под 30% годовых в рублях и с условием, чтобы стоимость заложенного имущества превышала общую сумму задолженности заемщика (кредит и проценты) в два (!) раза.

В этих условиях лизинговые схемы для малых предприятий являются некоторым выходом из тупика. В договоре в качестве обеспечения кредита (залога) указывается переданное в лизинг имущество, а обязательства по выплате кредита и процентов ложатся на арендатора, то есть на малое предприятие. Интересно, что проценты при этом не будут сильно отличаться от банковских, хотя в хорошие времена процент по лизингу обычно превышал банковский на 2—4% годовых (из-за дополнительных рисков).

Теперь лизинговые компании держат процент на уровне среднебанковского, то есть около 23—26% годовых. Причин проста: кризис. Лизинговым компаниям тоже сложно выживать (например, за последние три месяца две лизинговые компании допустили дефолт на рынке рублевых облигаций). Лизинговый бизнес изнутри устроен довольно просто.

Обычно лизинговая компания размещает (продает) на бирже свои облигации и получает деньги. Иногда это называют секьюритизацией. На полученные средства лизинговая компания полностью или частично (с использованием механизма банковских гарантий) выкупает у промышленных производителей уже упомянутое дорогостоящее имущество.

Далее она предоставляет это имущество в лизинг, причем процент по арендным платежам должен превышать процент по облигациям плюс накладные расходы (зарплату сотрудникам, аренду офиса и т.д.). То, что остается при вычитании одного процента из другого, и есть прибыль компании. Как говорится, на разнице и живем.

Кризис негативно повлиял на отлаженную схему. Прежде всего инвесторы на облигационном рынке перевелись, а те, что остались, требуют по новым выпускам облигаций повышенный “кризисный” процент (от 20 до — иногда — 30% годовых, тогда как ранее довольствовались 15—17% годовых). При таком проценте “на входе” процент по лизингу для заемщиков-арендаторов имущества взлетел бы до 30—35% годовых. Но какой же заемщик это потянет? Поэтому лизинговые компании фактически прекратили рефинансироваться через облигационный механизм. И все, что они сейчас могут сделать для своего выживания, — всячески оберегать и привлекать платежеспособных заемщиков. Потому что только своевременные платежи заемщиков могут обеспечить лизинговым компаниям возможность расплатиться с инвесторами по ранее выпущенным облигациям. Иначе — дефолт и банкротство. Вот и приходиться лизинговым компаниям работать практически без прибыли, в крайнем случае рефинансируясь в банках.

Выгода для малых

Нехорошо наживаться на чужой беде, но в бизнесе это входит в правила игры. Например, малые предприятия могут извлечь выгоду из неустойчивого положения лизинговых компаний. Во-первых, там сейчас можно реально получить необходимый кредит, а во-вторых, там можно немного “сломать цену”, то есть процент.

Чаще всего малые предприятия берут в лизинг автотранспорт, строительную технику, станки. Реже — торговое и холодильное оборудование. Стоимость лизинга зависит от рисков и составляет от 23 до 26% годовых. Сроки лизинга разнятся от 1 года до 10 лет. При лизинге автотранспорта и любого интенсивно эксплуатируемого имущества проценты выше, так как больше риск его повреждения или уничтожения, например, в ДТП. Автомобиль “Газель” стоимостью в 500 тыс. руб. сегодня отдается в лизинг под 25% годовых. При сроке лизинга в 5 лет ежемесячный платеж малого предприятия-арендатора составит 18,75 тыс. руб. Из них 10,45 тыс. руб. составят проценты по лизингу (проценты взлетели!), а 8,3 тыс. руб. будет направляться на погашение стоимости имущества. Через 5 лет автомобиль потеряет минимум 50% своей балансовой стоимости, так что на балансе малого предприятия он отразится по цене 250 тыс. руб. Налог на имущество составит 12,5 тыс. руб. в год, тогда как при прямой покупке он составил бы 25 тыс. руб. Экономия на налоге составит 12,5 тыс. руб. в год.

Зато общая стоимость автомобиля составит 1 млн 250 тыс. руб., а переплата по сравнению с прямой покупкой — 750 тыс. руб. (кризис!). Экономия на налогах окупит переплату за 60 лет. Разумеется, “Газель” столько не проживет.

Однако следует учитывать еще и инфляцию (реально — около 15% годовых). При такой инфляции предприятие может реально продать автомобиль через 10 лет по цене, например, 625 тыс. руб. (250 тыс. руб. + 10 лет*15% годовых). И получить 625 тыс. руб. + 125 тыс. руб. (экономия на налогах) = 850 тыс. руб. Остается надеяться, что чистую прибыль в 450 тыс. руб. за 15 лет (по 2,5 тыс. руб. в месяц) “Газель” все-таки принесет. А значит, предложенная схема очень долгая, но все же не убыточная.

Другой пример: трактор “К-744” сегодня активно приобретается в лизинг фермерскими хозяйствами. Стоимость трактора вместе с навесным оборудованием у производителя — Кировского завода — составляет 3,5 млн. руб. Завод отдает трактора в лизинг под 15% годовых на срок до 7 лет. Процент понижен, потому что схема реализуется в рамках национального проекта “Сельское хозяйство”. При максимальном сроке лизинга полная стоимость трактора составит 7,175 млн. руб., переплата — 3,675 млн. руб. (кризис!). Ежемесячный платеж составит 85,42 тыс. руб., из которых 41,2 тыс. руб. придется на погашение стоимости трактора, а 43,75 тыс. руб. составит арендная плата. Через 7 лет покупатель трактора, например фермер, запишет его к себе на баланс по цене на 70% дешевле стоимости новой техники, то есть 1,050 тыс. руб. И будет платить налог на имущество в 52,5 тыс. руб. в год вместо 175 тыс. руб. при прямой покупке нового трактора. Экономия на налоге (122,5 тыс. руб.) “отобьет” переплату за 30 лет. Что ж, при надлежащем бережном обращении трактора столько “ходят”, что доказывается наличием в сельской местности большого количества сельхозтехники выпуска 1970—1980-х годов.

Еще пример: стоимость чешского раскроечного станка для производства пластиковых окон составляет 500 тыс. евро. Малый предприниматель, разумеется, не может позволить себе прямую покупку, особенно с учетом роста курса евро.

Однако если он поедет в Чехию на завод-производитель, то узнает, что последний готов предоставить ему лизинг на 5 лет под 9% годовых. Правда, раньше завод предоставлял лизинг под 5% годовых и не требовал регистрации отдельного юридического лица (фирмы) в Чехии, а теперь требует. В Европе тоже кризис. Но все-таки европейские 9% годовых — это не российские 25% годовых. Ежемесячный платеж с учетом расходов на фирму в Чехии составит 12,1 тыс. евро. К тому же малого предпринимателя ждет процедура растаможивания либо станка (что выгоднее) либо его продукции (то есть пластиковых окон). Не утомляя читателя сложными расчетами с учетом, как теперь принято говорить, коррупционной емкости российского законодательства, констатируем, что лизинговая переплата должна полностью окупиться примерно за 7 лет. Опять-таки при надлежащем уходе станок 12 лет прослужить сможет.

Подводные камни

Практический итог таков: чем более дорогостоящее имущество приобретается в лизинг, тем более существенной оказывается экономия на налогах. И тем меньше — срок окупаемости проекта, как это ни парадоксально. Кроме того, если лизинг в России сейчас реально дорог, то не стоит бояться смотреть на условия в других странах. Должен же и малый бизнес получать выгоды от пресловутой глобализации.

В лизинге есть еще один подводный камень — сезонность бизнеса. Платеж надо вносить каждый месяц, но поступление прибыли у малых предприятий, как правило, неравномерно. Например, трактор точно будет простаивать зимой, а раскроечный станок зимой будет работать вполсилы. Даже “Газель” летом использовать выгоднее. Поэтому многие малые предприятия сталкиваются с проблемой: перебои в работе весьма негативно сказываются на своевременности внесения ими лизинговых платежей.

Есть несколько путей выхода. Во-первых, возврат имущества при несвоевременной выплате лизинговых платежей осуществляется через суд. Российская судебная система рассматривает такие дела очень неспешно, и что-то получить лизинговая компания может года через два. Иногда лучше поддержать арендатора, предоставив отсрочку либо реструктуризацию долга на несколько месяцев.

Во-вторых, в договоре лизинга лизингодатель обычно предоставляют арендатору возможность отсрочки платежа на 3 месяца. Он, правда, берет за это штраф, но юридических действий все же не начинает. Так что сложный период можно перетерпеть. Причем отношения между лизингодателем и арендатором от трехмесячной просрочки вряд ли испортятся: лизингодателю выгоднее не бегать за арендатором по судам, а получать от него платежи, пусть даже не вовремя.

При этом малому предпринимателю следует помнить, что в кризис у всех могут сдать нервы. Известны случаи, когда в Санкт-Петербурге по представлению лизинговых компаний налоговая инспекция блокировала счета предпринимателей. Главное правило для должника — не бегать от кредитора. Надо разговаривать, даже если ситуация тяжела, а вам предъявляют претензии. С лизинговыми компаниями, особенно в кризис, можно и нужно договориться.

Лизинг для малого предприятия — не панацея от всех бед. Иногда он превращается в долговой камень на шее. Но тем не менее это инструмент, который позволяет малому предприятию выйти на новый уровень развития, освоить новые рынки. Лизинг расширяет окно возможностей для малого бизнеса, но требует аккуратности и тщательных расчетов.
Только таким путем можно превратить лизинговые схемы в инструмент успеха.

Обсудить
2009-03-22
Источник: mk.ru







Консультации по лизингу Оксана Солнышкина Генеральный директор Консалтингового агентства "Территория лизинга"

Задать вопрос




ОПРОС Знаете ли вы иностранный язык?
  • проголосовать