главная написать письмо

ФОРУМ

Новое ПБУ "Учет аренды"
автор: maksevrodim
размещено: 01.07.13 / 21:10
Вопрос по страхованию автомобилей.
автор: maksevrodim
размещено: 22.06.13 / 13:11
Ищу работу в Москве.
автор: Admin
размещено: 13.04.11 / 10:41
В лизинг танк и установку град! :)
автор: Igor
размещено: 24.03.11 / 2:08

 


 



ПОИСК ОРИЕНТИРОВ

К концу года объем рынка лизинговых услуг может сократиться в 2–3 раза. Компании отказываются от борьбы за рынок, решая проблемы адаптации к новым экономическим условиям.

По оценкам экспертов, в 4 квартале 2008 г. лизинговый бизнес Удмуртии вступил в период начала упадка. Клиентская база большинства компаний сократилась на 30–50%. В начале текущего года рынок лизинговых услуг ощутил новый виток спада: по данным ООО «УралБизнесЛизинг», свою деятельность прекратили несколько компаний. Оставшиеся игроки переориентировали бизнес в сторону обслуживания ранее сформированного лизингового портфеля и стали более избирательны в выборе новых клиентов.

Пакет рисков.

Значительная часть экспертов отмечает падение спроса на лизинговые услуги начиная с осени 2008 г. По словам Алексея Попова, руководителя ижевского филиала ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ», количество телефонных звонков от потенциальных клиентов сократилось до пары звонков в месяц. Однако, как считает эксперт, это не говорит о том, что спрос на услуги лизинга полностью исчез. «У крупных предприятий, которые делают ставку на обновление основных фондов, интерес к лизингу сохраняется», – говорит Алексей Попов. Он добавляет, что значительную долю в объемах падения спроса занимает малый и средний бизнес. «Большинство малых и средних предприятий работают по упрощенной системе уплаты налогов, и до кризиса они рассматривали лизинг как способ быстрого получения продукта».

Впрочем, другие участники рынка отмечают, что экономический кризис, наоборот, оказал положительное влияние на лизинговый бизнес. Ильшат Габидуллин, генеральный директор ООО «Специализированная лизинговая компания», говорит, что лизинг как форма финансового кредитования больше подходит для предприятий малого и среднего бизнеса – из–за доступности ресурсов. По его словам, финансовой арендой по–прежнему пользуются, в основном, торговые, автодорожные, строительные предприятия. Сфера их интересов – торговое и производственное оборудование, спецтехника, автотранспорт. Однако Ильшат Габидуллин также отмечает снижение спроса, особенно в секторе производственного оборудования как наиболее дорогостоящем. Как считает Сергей Кубин, генеральный директор ЗАО «Удмуртская лизинговая компания», приобретение автотранспорта остается актуальным для компаний, занимающихся продуктовым ритейлом.

О сохранении интереса к лизингу среди малого и среднего бизнеса к финансовой аренде говорит и Юлия Тарасова, директор департамента маркетинга компании «Каркаде Лизинг» (Москва). По ее мнению, кризис даже поспособствовал увеличению спроса. «В условиях, когда банковский кредит малодоступен, финансовая аренда является для небольших компаний фактически единственным источником финансирования», – считает эксперт. Однако, добавляет Юлия Тарасова, предпринимателям, начинающим новый бизнес, практически невозможно без дополнительного обеспечения заключить лизинговую сделку, поскольку такие клиенты относятся к категории высокого риска. Не актуален лизинг и для физических лиц (за исключением ИП) в силу ограничений российского законодательства, считают эксперты.

Тенденции таковы, что многие компании стали более тщательно подходить к отбору претендентов на получение лизинга. Как говорят эксперты, такой подход стал следствием возросших рисков лизингодателей.

Премия Финанс. 2009

С дисконтом.

О росте рисков невыплат по лизингу в Удмуртии говорят все без исключения собеседники «bc». В особенности это относится к строительной и нефтегазовой отраслям. В «Каркаде Лизинг» стали обращать особое внимание на предприятия транспортного сектора, особенно таксопарки, сельское хозяйство и строительство. «И этот круг постепенно расширяется», – рассказывает Юлия Тарасова. По ее словам, в особый список входят и представители финансового сектора. Заключать лизинговые договоры с другими лизинговыми компаниями или банками рискованно, считает эксперт. «Минимизируя свои риски, лизингодатели повышают авансовый платеж, уменьшают сроки действия лизингового договора, требуют дополнительные обеспечения по сделкам», – говорит Юлия Тарасова. Так же считает Ольга Калабина,руководитель отдела рекламы и связей с общественностью ООО «УралБизнесЛизинг». «Между тем есть перспективные отрасли. К ним можно отнести сельское хозяйство. Согласно постановлению Правительства Удмуртской Республики, активно работает программа субсидирования сельскохозяйственных предприятий. Это реальный шанс обновить и модернизировать парк техники, сотрудничая с лизинговыми компаниями. Также к перспективным отраслям можно отнести отрасль автомобилестроения. Существуют специальные финансовые программы, которые позволяют приобрести новую отечественную технику, используя в том числе и механизм финансовой аренды (лизинга). Конечно, круг перспективных отраслей значительно сузился, но еще есть с чем работать».

Однако другой проблемой, по словам Олега Гурова, генерального директора ООО «Межрегиональная лизинговая компания», является рост нарушений обязательств со стороны поставщиков имущества. «Встречаются несоблюдение сроков поставки и претензии по качеству», – поясняет он. Чтобы избежать таких проблем, крупные компании стали работать исключительно с официальными дилерами.

Премия Финанс. 2009
Усугубляет ситуацию, по словам Ильшата Габидуллина, отсутствие рынков сбыта по некоторым видам оборудования. В случае неблагоприятного развития событий лизинговые компании расторгают контракт и вынуждены реализовывать имущество, чтобы покрыть убытки, однако сбыть его бывает трудно, особенно редкое оборудование, поясняет он. Как отмечают участники рынка, в некоторых компаниях с начала текущего года происходит «затаривание» арестованной техникой. Как говорит эксперт, проблем с ее реализацией не возникает, в компании ООО «УралБизнесЛизинг» парк арестованной техники не растет, проводится постоянный мониторинг вторичных рынков, сформирована команда менеджеров по продажам данной техники. Поскольку техника продается с большим дисконтом и спрос на нее есть. «Приобретать арестованную технику выгодно: уже не надо платить авансовый платеж, и можно сэкономить 25–30% от стоимости», – объясняет Ольга Калабина.

По–новому. По различным оценкам экспертов, сегодня в республике насчитывается от 25 до 50 лизинговых компаний. Например, по данным ООО «УралБизнесЛизинг», уже в конце 2008 г. на рынке Удмуртии оставалось 26 компаний (против 40 в начале 2008 г.). Серьезных же игроков, имеющих существенное влияние на рынок, эксперты называют не более пяти. Рейтинг возглавляют «УралБизнесЛизинг», «Лизинговая компания УРАЛСИБ» и «Межрегиональная лизинговая компания». ОАО «Агентство по инвестициям и лизингу», ЗАО «Удмуртская лизинговая компания», группа компаний ООО «УралЛизинг», ООО «Специализированная лизинговая компания». Структура продуктовой линейки крупных компаний состоит из трех основных сегментов: лизинга автотранспорта (грузового и легкового), оборудования и спецтехники.

Большинство лизингодателей предоставляют аренду на срок от трех до семи лет. Однако, по мнению большинства экспертов, заключать «длинные» договоры сегодня компаниям невыгодно: существенно повысились риски невозвратов.

Как считают в компании «УралБизнесЛизинг», с рынка ушли те компании, которые испытывают дефицит собственных средств и столкнулись с невозможностью кредитования в банках. В новых условиях необходимо и работать по–новому. Ушли те, кто не успел сформировать финансовые резервы компании, провести реструктуризацию графиков платежей по привлекаемым в банках кредитам. «В основном это местные некрупные компании, которые не смогли вовремя сориентироваться в меняющихся экономических условиях», – говорит Ольга Калабина.

Эксперты «bc» отмечают: экономический кризис заставляет лизинговые компании разрабатывать и предлагать клиентам более совершенные продукты, и выигрывают те, кто оперативно реагирует на меняющиеся потребности клиентов. Юлия Тарасова отмечает, что сейчас большинство компаний, работающих в сфере лизинговых услуг, практикуют гибкие системы оплаты, ориентированные под конкретного клиента. «Постоянным лизингополучателям предоставляется скидка минимального авансового платежа», – говорит эксперт. «Все большее число игроков рынка лизинга внедряют программы с удорожанием ноль процентов», – продолжает Ильшат Габидуллин. Другие участники рынка переориентировали свой бизнес на обслуживание действующего портфеля. По словам Алексея Попова, под влиянием кризиса большинство компаний вынуждено будет пересматривать условия заключения новых сделок. В связи с дефицитом и удорожанием ресурсов почти все компании, предлагающие в лизинг автотехнику, недвижимость и оборудование, вынуждены менять условия сделок и критерии оценки платежеспособности клиента. А потому получить в лизинг необходимое имущество становится сложнее, отмечают эксперты.

Прогнозировать темпы и объемы развития сферы финансовой аренды не берется ни один эксперт «bc». По мнению Сергея Кубина, при благоприятном развитии экономической ситуации объем рынка лизинговых услуг сохранится на сегодняшнем уровне; при неблагоприятном может упасть еще на 10–20%. А, как полагает Ольга Калабина, объем местного рынка лизинговых услуг сократится к концу года в два–три раза.

Обсудить
2009-04-20
Источник: business-class.su







Консультации по лизингу Оксана Солнышкина Генеральный директор Консалтингового агентства "Территория лизинга"

Задать вопрос




ОПРОС Знаете ли вы иностранный язык?
  • проголосовать