главная написать письмо

ФОРУМ

Новое ПБУ "Учет аренды"
автор: maksevrodim
размещено: 01.07.13 / 21:10
Вопрос по страхованию автомобилей.
автор: maksevrodim
размещено: 22.06.13 / 13:11
Ищу работу в Москве.
автор: Вадим
размещено: 13.04.11 / 10:41
В лизинг танк и установку град! :)
автор: Igor
размещено: 24.03.11 / 2:08

 


 





УПРАВЛЕНИЕ ЛИЗИНГОВЫМ ПРОЦЕССОМ

1. Основные формы регулирования лизинговых отношений

В основе возникновения и быстрого распространения во всем мире лизингового бизнеса лежат две группы факторов:
  • объективные - связанные с закономерностями и особенностями развития научно-технического прогресса и ростом капиталовложений в наукоемкие производства;
  • субъективные - социально-экономическая политика государства и преодоление общественным сознанием психологического барьера, осознание широким кругом предпринимателей того простого факта, что эффективный бизнес может быть построен не на своих собственных, а на чужих заемных (арендованных) средствах производства.

Среди объективных факторов развития лизинга существенное значение имеют следующие:
  • ускорение темпов обновления техники и технологии и, следовательно, сокращение сроков морального старения оборудования и увеличение их отрыва от периода полного физического износа; усложнение и удорожание сервисного обслуживания новой техники, ограничивающие выполнение его самими пользователями;
  • усиление дифференциации выпускаемой продукции и расширение потребности не постоянного, а временного использования дорогостоящей специализированной техники;
  • возрастание сложности оптимального выбора наиболее эффективных моделей (марок) машин в увеличивающемся их ассортименте на рынке средств производства;
  • прогрессирующая нехватка капитала на финансовом рынке и распространенная недоступность традиционных источников инвестирования для мелкого и среднего бизнеса.

В то же время превращение лизинга в эффективный инструмент возрождения и развития российской лизинговым процессом со стороны государства и в рамках специализированных организаций, занимающихся лизинговым бизнесом. Общая закономерность состоит в том, что увеличение и расширение льгот ведет к увеличению масштабов лизинга, а сохранение или введение ограничений - снижает лизинговую активность.
Налоговыми льготами субъектам лизинговых отношений предусмотрено:
  • снижение налога на прибыль за счет включения лизинговых платежей и процентов по заемным средствам, используемым в сделках финансового лизинга;
  • освобождение от НДС платежей малых предприятий по лизинговым сделкам в полном объеме (закон РФ от 01.04.96 г. ? 29);
  • уменьшение суммы налога, подлежащего взносу в бюджет, на сумму НДС, уплаченную при приобретении основных средств в момент принятия их на учет;
  • освобождение импортного технологического оборудования и запасных частей к нему от налога на добавленную стоимость (перечень оборудования, утвержденный ГТК РФ от 13.04.95 г. ? 248);
  • частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин товаров международного финансового лизинга, временно ввозимых на таможенную территорию РФ: за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается 3% от суммы таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения (указание ГТК РФ от 24.04.94 г. ? 01-12/328);
  • полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, ввозимых в соответствии с лизинговым соглашением самолетов (распоряжение Правительства РФ от 24.05.95 г. ? 737-р);
  • ввозить импортное имущество на территорию России по финансовому лизингу без оформления паспорта импортной сделки (письмо ЦБ РФ и ГТК РФ от 28.05.96 г. ? 285).

2. Организационные формы управления лизингом

В зависимости от уровня разделения труда в обществе и на предприятиях, размера и типа коммерческих организаций, стадии развития лизинга и сложившейся практики можно выделить три основных концепции управления лизинговой деятельностью: производственную, маркетинговую и специализированную (отраслевую).

На небольших предприятиях, где не существует глубокого разделения управленческих функции, вся работа по подготовке и реализации лизинговых операций сосредоточивается в производственных подразделениях фирм-изготовителей оборудования, что позволяет улучшить сбыт новой техники, наладить ее ремонт и обслуживание непосредственно по месту использования у арендаторов. Ведь именно в производственных подразделениях находятся квалифицированные кадры, имеющие опыт в производстве и сервисном обслуживании выпускаемой техники. Но по мере развития и увеличения лизинговой доли выпускаемой продукции такая организационная форма перестает соответствовать экономическим интересам обоих сторон и на определенном этапе возникает необходимость перехода к новому более высокому уровню управления.

Выделение управления лизинговыми операциями в самостоятельные подразделения или в составе маркетинговой службы предприятия (банка, промышленной фирмы) позволяет уже с большой долей профессионализма продвигать выпускаемую продукцию на рынке лизинговых услуг. И, наконец, в силу действия закона общественного разделения труда наступает третий этап, когда лизинговая деятельность выходит за пределы производственных предприятий-изготовителей и концентрируется в особой специализированной отрасли, представленной различного рода лизинговыми компаниями.

В соответствии с конкретными условиями рассматриваемые формы управления лизинговой деятельностью существуют во времени и пространстве одновременно, параллельно, образуя различные комбинации применительно к любому виду лизинга.

Дальнейшее развитие организационных форм управления лизингом обуславливается тенденциями, вызываемыми законами кооперации и концентрации производства.

Кооперация крупных финансодержателей в лице банков и страховых компаний с предприятиями - производителями машин и оборудования, а также ремонтных предприятий с непосредственными потребителями позволит преодолеть неизбежные трудности развития системы лизинга технических средств в нынешних непростых условиях. Возможно, например, долевое участие заинтересованных сторон в образовании специализированных лизинговых фирм с привлечением материально-технической базы каждого из участников и получением ими прибыли пропорционально вложенному капиталу.

Повышенный спрос на технические средства в условиях формирования рынка приводит к увеличению объемов сделок, осуществляемых лизинговыми фирмами. В орбиту лизингового бизнеса втягиваются все новые технические средства. Отсюда возникает необходимость укрупнения фирм, их специализации, создания юридически самостоятельных фирм, во вкладах которых данное акционерное общество, будет обладать контрольным пакетом акций. То есть речь идет о переходе к компаниям холдингового типа. Именно использование холдинговой модели построения компании считает перспективной организационной формой руководство ассоциации "БАЛТЛИЗ".

Функциональное построение лизинговых ассоциаций и компаний на основе фирм холдингового типа позволит существенно сократить расходы по проведению лизинговых операций. Например, вопросы рекламы и издательской деятельности вполне могут находиться в ведении компании - держателя контрольного пакета. Холдинговая компания может иметь общую службу изучения клиентуры. Вопросы страхования лизинговых сделок также могут решаться на уровне холдинга при условии контракта со страховой компанией.

Новые сферы деятельности лизинговых фирм, несомненно, повлекут и усложнение организационной структуры. Здесь проявляется общий принцип - организационная структура должна перестраиваться с учетом потребностей рынка, обеспечивая прогресс в лизинговом бизнесе.

Организация лизинговых компаний

В зависимости от конкретных условий в практике создают лизинговые компании нескольких типов:
  • универсальные, создаваемые коммерческими банками;
  • специализированные, создаваемые крупными производителями машин и оборудования и лизингующими часть своей продукции; комбинированные, создаваемые крупными фирмами, специализирующимися на поставке и обслуживании техники.

Любой лизинговой компании нужны стабильные источники финансовых средств для закупок лизингуемой техники.

Поэтому из всего многообразия функционирующих лизинговых компаний подавляющее большинство создано при участии коммерческих банков. Аналогичный путь был выбран и при создании "БАЛТЛИЗА": в качестве основных его учредителей выступили один из крупнейших банков России - Санкт-Петербургский "Промышленно-строительный банк" и один из лидеров страхового рынка - "Росгосстрах". Таким образом, решились сразу две задачи: формирование надежного источника финансирования лизинговых операций и одновременно их страхование. Использование относительно дешевых долгосрочных кредитов помогло "БАЛТЛИЗУ" выжить в непростых экономических условиях. Главный результат пятилетней работы "БАЛТЛИЗА" - доказательство того, что лизингом в России заниматься можно и нужно.

В соответствии с действующим законодательством коммерческие банки России наряду с другими операциями могут осуществлять и лизинговые сделки.

Применяются две основных формы участия банков в лизинговом бизнесе:
  • прямой метод, когда банк сам выступает в качестве лизингодателя, создавая в своей структуре специальный отдел или группу специалистов;
  • косвенный метод, когда банк учреждает самостоятельную лизинговую компанию или выступает в роли кредитора лизингодателя.

Преимущества лизинговой деятельности банков выражаются в следующих направлениях:
  • наличие у лизинговых операций реального материального обеспечения;
  • расширение круга своих операций и сферы влияния в регионе;
  • сравнительно высокая доходность лизинговых операций за счет комиссионных выплат;
  • повышение надежности за счет инвестирования сферы материального производства.

Положительным моментом развития лизинга является также участие в соответствующих отношениях учреждений лизинговых компаний крупных промышленных комплексов и взаимодействие с региональными органами власти.

Так, Московская лизинговая компания (МЛК) учреждена Московским фондом поддержки малого предпринимательства и осуществляет свою деятельность при организационной и финансовой поддержке Правительства Москвы. В агропромышленном комплексе функции лизингодателя выполняет по решению Правительства РФ ОАО "Росагроснаб", а также "Аккор-лизинг" - генеральный подрядчик фонда "Российский фермер" и др.

Деятельность большинства функционирующих ныне лизинговых компаний имеет универсальный характер. Например, Московская лизинговая компания осуществляет:
  • финансовый лизинг оборудования для малого бизнеса;
  • поиск и продвижение прогрессивных технологических процессов и оборудования, а также проводит анализ возможностей их эффективного использования в условиях России;
  • экспертизу проектов и технологий, разработку рекомендаций по их рациональному использованию на малых предприятиях;
  • консультации по выбору оборудования и поставщика;
  • выбор оптимальных условий лизинга;
  • обеспечение методическими материалами вновь создаваемых лизинговых компаний, специализирующихся в сфере малого бизнеса.

Данная компания сдает в лизинг следующие виды оборудования:
    производственное и строительное оборудование; минипекарни;
  • оборудование по переработке мяса, молока, сельхозпродукции;
  • оборудование по деревообработке;
  • линии по производству печенья, макарон, зерновых завтраков;
  • медицинское и стоматологическое оборудование;
  • фотолаборатории и мини-типографии;
  • автозаправочные комплексы;
  • линии по производству пластиковых бутылок;
  • линии по розливу различных напитков;
  • оборудование по упаковке.

Еще более сложным составом лизингуемого имущества отличается наиболее крупная лизинговая компания - ассоциация "Балтлиз", зарегистрированная в середине 1890 г. в г. Санкт-Петербурге. Учредителями ассоциации выступили Ленпромстройбанк, Госстрах СССР, Балтийское морское пароходство, НИИМС в лице его Петербургского отделения. Осуществление первых лизинговых операций было связано с лизингом судов-сухогрузов Балтийскому морскому пароходству. Но уже к началу 1992 года номенклатура оборудования, сдаваемого в лизинг, значительно расширилась. Ныне она включает не только суда, но и авиатехнику, промышленное оборудование, строительную технику, оргтехнику, другие технические средства. Наибольший удельный вес в структуре лизингового парка ассоциации в настоящее время приходится на морской транспорт. В качестве потребителей услуг выступают как государственные, так и частно-кооперативные организации, нуждающиеся в определенных видах оборудования. Ассоциация строит свою работу на основе использования не только собственных, но и привлеченных источников финансирования лизинговых операций. Сейчас "Балтлиз" изучает возможности лизинга для потребителей сельскохозяйственной техники, предприятий нефтедобычи и нефтепереработки, а также золотодобычи. Открыто представительство ассоциации в Москве.

Большинство существующих на сегодняшний день лизинговых фирм создавались как малые предприятия - товарищества с ограниченной ответственностью посредством объединения средств учредителей, каждый из которых вносил определенный взнос. Целесообразность данной юридической формы определялась исходя из налоговых льгот, введенных для малых предприятий, а также отсутствия развитого лизингового рынка, что предопределяло на первом этапе относительно малые масштабы деятельности в данной сфере. Но теперь уже завершается перевод лизинговых предприятий на акционерную форму функционирования, преимущества которой общеизвестны.

Закон РФ о лизинге определяет лизинговые компании как коммерческие организации (резиденты и нерезиденты РФ), создаваемые в форме акционерного общества или других организационно-правовых формах, выполняющие в соответствии с учредительными документами и лицензиями функции лизингодателей.

Учредителями лизинговых компаний (фирм) могут быть юридические лица и (или) граждане (резиденты или нерезиденты РФ), в том числе индивидуальные предприниматели.

Следовательно, лизинговые компании в соответствии с ГК РФ и Законом о лизинге могут иметь различные организационно-правовые формы.

Законом РФ об акционерных обществах установлен максимально допустимый перечень органов управления, включающий:
  • общее собрание акционеров;
  • совет директоров (наблюдательный совет);
  • единоличный исполнительный орган (генеральный директор, правление);
  • коллегиальный исполнительный орган (исполнительная дирекция, исполнительный директор);
  • ликвидационная и ревизионная комиссии;
  • счетная комиссия - постоянно действующий орган общего собрания.

В то же время Закон предусматривает возможность выбора различных вариантов формирования органов управления и их сочетания.

Максимальный срок полномочий генерального директора (продолжительность срочного трудового контракта) может составлять в этом случае до 5 лет (ст. 17 Кодекса законов о труде). Решение о досрочном прекращении полномочий генерального директора может принять соответственно только общее собрание акционеров. На ежегодных выборах совета директоров решается вопрос не о полномочиях генерального директора, а о вхождении действующего генерального директора в очередной состав совета директоров. Закон допускает возможность вхождения единоличного исполнительного органа в совет директоров, но не требует этого в обязательном порядке.

Председателя совета директоров целесообразно избирать на заседании этого органа, из числа его членов, как это предусмотрено п. 1 ст. 67 Закона. Он выполняет координирующие функции в работе совета. В уставе следует предусмотреть, что на общих собраниях и заседаниях совета директоров председательствует генеральный директор, что допускает п. 2 ст. 67 Закона. Необходимо помнить, что Закон запрещает совмещение функций единоличного исполнительного органа и председателя совета директоров (п. 2 ст. 66 Закона).

Различие между рассматриваемыми вариантами состоит в следующем.

Вариант 1 предусматривает наличие двух исполнительных органов. Наряду с единоличным исполнительным органом образуется коллегиальный (исполнительная дирекция, правление), который назначается советом директоров по предложению генерального директора.

Основные функции по текущему управлению делами общества берут на себя исполнительные органы при усилении роли генерального директора. Исполнительным органом может быть передана та часть полномочий общего собрания, делегирование которой допускается Законом. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, по должности является председателем коллегиального исполнительного органа (п. 1 ст. 63 Закона). Следует помнить, что члены коллегиального исполнительного органа не могут составлять большинства в совете директоров (п. 2 ст. 66 Закона). В рассматриваемом варианте соответственно существуют ограничения на возможность вхождения в этот орган большого количества должностных лиц из исполнительной дирекции. Совет директоров в этой ситуации становится скорее наблюдательным советом. Данный вариант соответствует большим по объему деятельности коммерческим организациям с наличием крупных "внешних" инвесторов. Такие акционеры могут быть представлены в наблюдательном совете и участвовать в выработке стратегических решений, в то время как текущее управление делами осуществляют исполнительные органы, состоящие из профессионалов - должностных лиц, работающих в обществе постоянно. Вариант позволяет сохранить традиционный статус "сильного" генерального директора.

Вариант 2. Имея единоличный исполнительный орган, этот вариант в большей мере соответствует акционерным обществам, созданным в процессе приватизации, в которых контрольный пакет акций находится в руках должностных лиц администрации, то есть наиболее крупными акционерами являются исполнительные директора.

Вариант сохраняет статус "сильного" генерального директора, но предполагает отказ от коллегиального исполнительного органа, что позволяет обойти ограничение, содержащееся в п. 2 ст. 66 Закона относительно того, что члены этого органа не могут составлять большинства в совете директоров. В предложенной схеме любое количество должностных работников общества (которые, как правило, являются крупными акционерами) может войти в состав совета директоров.

Совет директоров принимает на себя функции не только по выработке стратегических решений, но и по текущему оперативному управлению. Ему передаются те полномочия общего собрания, делегирование которых допускается Законом совету директоров и исполнительному органу. В рассматриваемом варианте речь идет не о наблюдательном совете, а о совете реально действующих исполнительных директоров.

Необходимости формирования особого коллегиального исполнительного органа при этом не возникает. Генеральный директор может воспользоваться такой традиционной формой выработки коллективных оперативных решений, как производственное совещание руководителей функциональных служб, подразделений, цехов, филиалов.

В уставе общества в этом случае следует разграничить две процедуры. Первая - избрание и досрочное прекращение полномочий членов совета директоров. Это относится к исключительной компетенции общего собрания. Вторая - назначение и освобождение членов совета директоров от конкретных должностей в функциональных службах общества. Закон не регламентирует последней процедуры - соответственно, она может быть передана в компетенцию генерального директора. При выборе варианта 2 следует избегать распространенного соблазна ограничить возможность вхождения в совет директоров только акционеров общества.

Вариант 3. Лизинговой компанией может управлять наемный менеджер. Общее собрание акционеров избирает совет директоров и его председателя. Совет директоров назначает единоличный, а при необходимости - и коллегиальный исполнительный орган.

Данный вариант в большей мере соответствует вновь учреждаемым акционерным обществам, где одному из учредителей принадлежит контрольный пакет акций. Он актуален при учреждении дочерних обществ. Учредитель не имеет возможности заниматься оперативными вопросами управления созданной им коммерческой организацией, но при этом желает обеспечить достаточно жесткий контроль над ее исполнительными органами.

Место "сильного" генерального директора, избираемого общим собранием, в данной схеме занимает председатель совета директоров (который, как правило, является крупнейшим акционером).

Исполнительный директор - это, по существу, наемный менеджер, назначаемый советом директоров с ежегодной пролонгацией его полномочий. Необходимость создания коллегиального исполнительного органа определяется в каждом случае индивидуально.

На общих собраниях и заседаниях совета директоров в соответствии с уставом председательствует председатель совета директоров.

Действующее законодательство (п. 2 ст. 103 ГК РФ и п. 1 ст. 64 Закона) устанавливает обязательное создание совета директоров в обществах с числом акционеров более пятидесяти. В обществах с меньшим количеством акционеров имеется возможность обойтись без этого органа управления, функции которого осуществляет общее собрание акционеров.

Успешная деятельность лизинговой компании во многом определяется рациональным построением ее внутренней организационной структуры и формированием адекватной системы органов управления.

В управленческой структуре лизинговой компании кроме генерального директора предусматриваются должности финансового директора, директора по коммерческим вопросам и директора по общим вопросам.

В компетенцию коммерческого директора входят вопросы маркетингового исследования лизингового рынка, коммерческо-посреднических операций, оформления договоров на лизинг технических средств, изучения зарубежной торговли и лизинговой практики.

Неотъемлемой частью коммерческой службы лизинговой фирмы является аппарат экспертов, способных проводить анализ и подготавливать заключения о техническом уровне, перспективах развития, потребительских свойствах и конъюнктурных возможностях компании. Пренебрежение этими аналитическими службами и явилось в большинстве случаев причиной неэффективности многих созданных лизинговых фирм. В компетенцию финансового директора целесообразно включить вопросы, связанные с финансовым обеспечением лизинговых операций, исследованием рынка заемных средств, финансовой экспертизой договоров, а также определением экономических показателей деятельности лизинговой фирмы и изучением клиентуры.

Организационная структура лизинговой компании зависит от типа акционеров (банки, страховые компании, частные организации и др.), экономической сферы деятельности (промышленность, агропромышленный комплекс, торговля и т. д.), типа контрактов и товаров (оборудование, транспорт, мини-заводы, недвижимость и др.), зоны деятельности. Поэтому построение компании должно отвечать целям и задачам ее и ее учредителей.

Обсудить
2007-06-09
Источник: invest.rin.ru







Консультации по лизингу Оксана Солнышкина Генеральный директор Консалтингового агентства "Территория лизинга"

Задать вопрос




ОПРОС Знаете ли вы иностранный язык?
  • проголосовать