главная написать письмо

ФОРУМ

Новое ПБУ "Учет аренды"
автор: maksevrodim
размещено: 01.07.13 / 21:10
Вопрос по страхованию автомобилей.
автор: maksevrodim
размещено: 22.06.13 / 13:11
Ищу работу в Москве.
автор: Admin
размещено: 13.04.11 / 10:41
В лизинг танк и установку град! :)
автор: Igor
размещено: 24.03.11 / 2:08

 


 



ВОДИТЕЛЬ ЕСТЬ ВОДИТЕЛЬ

Компания «Сибэнерголизинг», один из лидеров по объемам сделок с грузовой техникой в Сибири, изначально входила в холдинг «Новосибирскэнерго» и была создана для передачи в лизинг энергетического оборудования для его нужд. С недавнего времени лизингодатель является участником общероссийской инжиниринговой компании «Группа Е4». «Наше сотрудничество с «Новосибирскэнерго» ни на секунду не прекращалось, даже после реорганизации», — отмечает заместитель генерального директора ЗАО «Сибэнерголизинг» Павел Усачев. Он рассказал о деятельности компании и интересном опыте в области предоставления услуг лизинга автотранспорта.

Заместитель генерального директора ЗАО «Сибэнерголизинг» Павел Усачев

Заместитель генерального директора ЗАО «Сибэнерголизинг» Павел Усачев

Медленно, но верно

— Какие преобразования уже произошли в компании и какие прогнозируются после вступления в «Группу Е4»?

— Одно из наиболее ощутимых изменений касается кадровой политики внутри компании. Сейчас, на начальном этапе вступления в «Группу Е4», штат составляет 14 человек. Я думаю, что к концу года это число возрастет до 20.

Во-вторых, поменялись финансовые отношения с новосибирскими банками. Не скажу, что сейчас они складываются очень гладко. Ведь смена статуса компании приводит к изменению ее кредитных линий, а для банков это определенные финансовые риски и модификации финансовых политик. Я надеюсь, когда к концу сентября мы закончим процесс реорганизации, эти задачи будут решены, и мы вернемся к финансовому уровню, который был в мае.

Стоит добавить, что поскольку лизинговая компания — это совершенно новая структура в «Группе Е4», сейчас идет процесс притирки. Все лето мы занимались урегулированием взаимоотношений внутри предприятий группы. У них свои представления о лизинге, у нас свои правила и законы.

— За последний год сделки с автотранспортом в «Сибэнерголизинге» занимали наибольшую долю. Является ли это направление приоритетным? В чем особенности таких сделок именно в вашей компании?

— Работа с грузовым и легковым транспортом лишь со временем стала для нас основной. Мы начали ударно продвигать это направление с апреля прошлого года. Если не считать сделки, проводимые для нужд холдинга «Новосибирскэнерго» — как мы их называем, «сторонние» — лизинг транспортных средств, занимал порядка 75 процентов.

Один из параметров, который не самым лучшим образом влияет на стабильность лизинговых сделок с автотранспортом — это удаленность самого объекта. Предприятия, которые приобретают технику через финансовую аренду, не всегда могут предоставить возможность посмотреть весь переданный им в пользование транспорт, поэтому нам не так просто провести инвентаризацию, увидеть, в каком он состоянии. Иногда сотрудникам приходится уезжать в длительные командировки и отслеживать техническое состояние имущества.

Поскольку мы очень активно работаем в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, то есть на Севере, особо стоит выделить и некоторые особенности именно «северного» плана. Там очень четко определено, что работа начинается в сентябре и заканчивается в апреле. Это связано с работой зимников — когда стоят морозы, по ним можно возить все что угодно и в каком угодно объеме.

Еще одна особенность — это температура. На Ямале в январе доходит до минус 60 градусов, а ни одна техника в принципе при таком режиме работать не может, впрочем, как и при высоких температурах летом. Поэтому мы столкнулись с тем, что некоторые компании вынуждены задерживать ежемесячные лизинговые платежи, которые имеют практически одинаковый размер в течение года.

Вот случай из жизни, который отлично демонстрирует влияние природных факторов на деятельность. Последние два года климат вытворял чудеса. Один из наших лизингополучателей в Ханты-Мансийске всегда начинал работать в сентябре. В прошлом году, когда мы передали ему технику в конце августа, транспорт простоял до ноября — работать было невозможно, потому что шли дожди. Дело в том, что грузоподъемность тяжелой самосвальной техники 25–30 тонн — ни одна не подмороженная грунтовая дорога такой вес не выдержит. Есть техника, которая работает и на бездорожье, но если по нему пройдут десяток таких грузовиков, — она попросту завязнет в глубокой колее. А если хотя бы один вид техники откажет, это означает полную остановку транспорта.

Отсутствие морозов в прошлом году очень сильно повлияло на наши проекты: сделок было заключено на полтора миллиарда рублей, их реализацию пришлось перенести на будущие периоды. В текущем году с учетом накопленного опыта и знаний мы будем дальше сотрудничать с этими лизингополучателями, тем более что старожилы говорят, что зима на Севере будет настоящей, а не как в прошлом году — с температурой минус 5.

Кто кого

— С какими производителями и поставщиками автотранспорта вы работаете? Предпочтение отдается отечественным или зарубежным партнерам?

— Я не побоюсь сказать, что мы работаем со всеми российскими производителями грузовых автомобилей — это связано опять же с климатическими особенностями Севера. Температурный режим диктует определенные требования к техническим параметрам транспортного средства, главный из которых — надежность. С этим успешно справляются наши зарубежные партнеры, хотя сотрудничать с ними становится все сложнее. Дело в том, что квоты, выделяемые на Россию по импорту тяжелой самосвальной техники, растут в динамике, совершенно отличной от динамики их потребления. Не буду скрывать, что при заключении сделки, например, по технике Scania, срок поставок доходит до10 месяцев. Это совершенно фантастические сроки, и такая ситуация характерна для любого западного производителя — Renault, Volvo, Tatra. Грузовики DAF, насколько я знаю, расписаны до октября следующего года. Поэтому все чаще мы обращаем внимание на наших партнеров из ближнего зарубежья, в частности — Белоруссии.

Хотя здесь есть одно слабое место, характерное для постсоветского пространства — качество. Если сравнить — на пять гарантийных случаев с транспортными средствами из ближнего зарубежья приходится один гарантийный случай по любой зарубежной технике. Получается, что в настоящее время складывается абсолютно парадоксальная, но для нашей страны типичнейшая ситуация, когда есть деньги, но нет техники. Найти хорошего стабильного клиента по лизингу не составляет сейчас большого труда, особенно на Севере. Действительную сложность составляет поиск самого транспортного средства, которое хотелось бы передать в лизинг.

— Почему эта проблема не решается с помощью китайской техники, ведь она считается относительно доступной и недорогой?

— Как только лизинг тяжелых грузовых автомобилей стал для нас приоритетным направлением среди сделок на Севере, запросов на китайские грузовики было просто фантастическое количество. Но ровно до того момента, пока один из лизингополучателей не взял четыре или пять самых популярных и не начал их эксплуатацию в условиях Крайнего Севера — там эта техника себя и показала. Ведь если подумать: как 25−тонный китайский грузовик за 2 миллиона рублей может быть настолько же хорошим, как 25−тонная Tatra стоимостью 4,5 миллиона? Что, они используют меньше железа или металл с особыми свойствами? Понимаю, когда говорят, что китайский рис дешевый, потому что там недорогая рабочая сила. Но очень сомнительно, что там дешевле изготавливать металл.

Здесь можно выделить еще один момент. Срок эксплуатации транспортного средства составляет шесть–семь лет. Естественно, благодаря особенностям лизинговой схемы, мы ускоряем срок амортизации, и через 28 месяцев передаем технику в собственность лизингополучателю. Так вот, грузовики Scania или Tatra этот срок выдерживают отлично, и клиент получает на баланс технику в хорошем состоянии. «Китайцы» работают два года, потом машины становятся просто мусором.

Мое твердое убеждение, что эксплуатация китайской техники в условиях Севера — это как рискованное земледелие в средней полосе России: пан или пропал. Но в случае с сельхозпродукцией риски могут быть компенсированы за счет грамотной аграрной политики самого государства, а здесь никто ничего не будет компенсировать — это финансовые риски лизинговой компании и банка, который с ней сотрудничает. Поэтому с китайской техникой мы не работаем.

Обсудить
2007-09-06
Источник: Заместитель генерального директора ЗАО «Сибэнерголизинг» Павел Усачев
по материалам журнала "Эксперт"







Консультации по лизингу Оксана Солнышкина Генеральный директор Консалтингового агентства "Территория лизинга"

Задать вопрос




ОПРОС Знаете ли вы иностранный язык?
  • проголосовать