главная написать письмо

ФОРУМ

Новое ПБУ "Учет аренды"
автор: maksevrodim
размещено: 01.07.13 / 21:10
Вопрос по страхованию автомобилей.
автор: maksevrodim
размещено: 22.06.13 / 13:11
Ищу работу в Москве.
автор: Admin
размещено: 13.04.11 / 10:41
В лизинг танк и установку град! :)
автор: Igor
размещено: 24.03.11 / 2:08

 


 

СПРАВОЧНИК

Предметом договора лизинга является автомобиль, который учитывается на балансе лизингополучателя. Каков порядок определения стоимости автомобиля для начисления по нему амортизации при расчете налога на прибыль?

Вправе ли применять специальный коэффициент 3 при начислении амортизации, если предмет лизинга (легковой автомобиль) находится на балансе лизингополучателя, в учетной политике которого применение коэффициента не предусмотрено?

Договором лизинга предусмотрено, что с лизингополучателя кроме лизинговых платежей взимается плата, которая расходуется на содержание аппарата управления лизингодателя. Облагается ли плата за вознаграждение налогом на прибыль?

Каков порядок учета лизингодателем для целей налогообложения прибыли стоимости лизингового имущества по окончании срока действия договора лизинга?


ЛИЗИНГ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Одним из очевидных следствий развития конкуренции является потеря монополиями доли на рынке. В такой ситуации многие отрасли, от дальней связи до энергетики, сталкиваются с проблемой выбора: сохранять все виды деятельности или отказываться от некоторых в пользу компаний, которые могут действовать в ряде сфер эффективнее. Для железных дорог основным видом деятельности являются перевозки, остальные, как правило, носят второстепенный характер.

На воздушном транспорте, для сравнения, доминировали национальные интегрированные компании-олигополисты. С усилением конкуренции и необходимости сокращения расходов они отказывались от многих видов обслуживания. В результате инженерным обеспечением, наземным обслуживанием, организацией питания, продажей билетов и резервированием мест занимаются отдельные специализированные компании, причем не всегда входящие в крупные объединения воздушных компаний.

На железнодорожном транспорте этот процесс только начался. В Европе и за ее пределами получает распространение практика передачи функций технического обслуживания изготовителям. Питание в поездах и на станциях обеспечивают компании глобального уровня. В трансъевропейских грузовых перевозках доминируют судоходные компании. Высокоскоростные пассажирские поезда, курсирующие с пересечением европейских границ, эксплуатируются совместными предприятиями.

Финансирование строительства и лизинг подвижного состава представляют одну из сфер, быстро развивающихся вне железных дорог. Имеются существенные различия между двумя формами лизинга: финансовым и эксплуатационным. Финансовый лизинг является, по сути, одним из путей использования заемных средств для приобретения основных фондов, которые находятся на балансе арендатора и амортизируются, как любое другое основное средство. Выгоды финансовой аренды, как правило, определяются оптимизацией налогов для обеих сторон — арендодателя и арендатора.

Эксплуатационная аренда по сути является долгосрочной. Арендатор не является собственником, он получает исключительное право на объект на ограниченное число лет. Такая форма аренды особенно удобна в условиях неопределенности рыночной ситуации и франшиз ограниченного срока. Арендатор может расширить пакет дополнительными услугами, например по техническому обслуживанию. Арендодателями обычно являются специализированные компании, независимые или входящие в банковские группы.

Арендодателей можно разделить на четыре группы. В первую входят лизинговые компании (ROSCO), начавшие деятельность в Великобритании, когда все пассажирские перевозки перешли в ведение владельцев краткосрочных франшиз. Три появившиеся в те годы компании Rosco (Angel Trains, Eversholt Leasing, Porterbrook) в настоящее время принадлежат банкам: Royal Bank of Scotland, HSBC и Abbey National.

Компании второй группы — это владельцы грузовых вагонов, начавшие деятельность десятилетие назад в странах континентальной Европы с покупки дорогих вагонов, на что у железных дорог средств не было. Численность членов этой группы увеличивается, в том числе и за счет компаний-операторов, например железных дорог Нидерландов (NS), которые предоставляют в аренду подвижной состав владельцам франшиз на пассажирские перевозки в региональных сообщениях.

К третьей группе относятся компании-изготовители, которые рассматривают путь эксплуатационной аренды как возможность увеличения объема услуг по техническому обслуживанию и сопутствующих в дополнение к традиционным продажам.

Компании четвертой группы продвигают опыт, полученный на рынках других стран и регионов, например США, в Европу. В этом отношении показателен пример компании GATX Capital.

Со стороны пользователей первой причиной обращения за эксплуатационным лизингом являются краткосрочные франшизы, появившиеся в Великобритании, но получившие распространение в Европе, как правило, в региональных пассажирских перевозках.

В случаях когда спрос трудно оценить точно, эксплуатационный лизинг представляет путь минимального риска для новых операторов, появляющихся в условиях открытого доступа к инфраструктуре.

Лизинг в грузовых перевозках

Грузовые компании-операторы, имеющие ограниченные финансовые возможности, но более активные в перевозках с пересечением границ, имеют более длительный опыт лизинга, чем пассажирские. Это дает основания для некоторых заключений.

Европейский парк грузовых вагонов

Частные компании в настоящее время контролируют около 40 % европейского парка грузовых вагонов по сравнению с 20 %, имевшими место 10 лет назад. Этот результат отражает рост активности компаний-владельцев, но в большей степени вызван реструктуризацией вагонных парков железных дорог Европы в целях повышения эффективности их использования. Численность общего парка железных дорог Европы снизилась с 918,5 тыс. в 1990 г. до 477 тыс. ед. в 2000 г. (рис. 1).

Структура парка грузовых вагонов

Более важен тот факт, что частные владельцы контролируют сегмент самых дорогих вагонов, перевозки в которых наиболее прибыльны, например цистерн для химических грузов и нефтепродуктов (рис. 2). Они, помимо сбора аренды, стали заниматься предоставлением сопутствующих услуг, что приблизило их функции к операторским. Развитие экспедиторских услуг направлено на предоставление, при участии автомобильного транспорта, обслуживания по схеме “от двери до двери”. Таким путем удается доказать ценность предоставляемых услуг конечному пользователю и поддерживать с ним прямые связи.

Тяговый подвижной состав

При монополии на средства тяги позиции железных дорог были незыблемы. Радикальное изменение этого положения усиливает позиции частных владельцев вагонов, которые имеют больше возможностей в выборе тяговых средств для поездов. Так, немецкая компания Rail4Chem использует потенциал компаний VTG, крупнейшего в Европе владельца вагонов-цистерн, и нефтехимической BASF. Другими словами, компания-оператор, имеющая доступ к инфраструктуре, становится конкурентом традиционным железным дорогам. Аналогично оператор ChemFreight, пользуясь подвижным составом другой крупной лизинговой компании Ermewa, предоставляет полный комплекс услуг по перевозке химических грузов в Восточной Европе.

Ряд компаний оценил потенциал предоставления локомотивов в аренду, в частности, начиная со вступления 15 марта 2003 г. в действие Европейской сети грузовых перевозок (TEREN). Доступность локомотивов для аренды становится важным фактором усиления конкуренции. Более того, провайдеры подвижного состава могут в определенной степени контролировать появление на рынке новых компаний. В Великобритании, например, где увеличивается число альтернативных вариантов услугам крупнейшего оператора English Welsh & Scottish Railway (EWS), компании ROSCO могут отказывать в предоставлении локомотивов серии 66 новым компаниям. А для постоянных клиентов такое положение грозит ростом арендных платежей.

Таким образом, эксплуатационная аренда — это не только предоставление подвижного состава. По крайней мере, она упрощает новым компаниям задачу по обеспечению высокого уровня обслуживания с использованием современного тягового и прицепного подвижного состава. В секторах рынка, где арендодатели имеют прочные связи с конечными пользователями, появляется сильная конкуренция традиционным железным дорогам.

Актуальным становится вопрос идентификации областей, где позиции традиционных перевозчиков сильнее, и важных активов, которые они контролируют. Это влияние необязательно будет негативным: на рынке убыточных для крупных железных дорог региональных пассажирских перевозок лизинг подвижного состава компаниям — владельцам франшиз с небольшим бюджетом может оказаться привлекательным вариантом. Преимущества аренды для новых компаний очевидны. Для арендодателей существует определенный риск появления избыточного предложения из-за того, что новые компании обеспечивают лучшее управление и более эффективное использование арендуемого подвижного состава.

Компании-изготовители должны соотносить желание выйти на рынок арендных услуг с необходимостью сохранения сложившихся связей с клиентурой, которую формируют как арендодатели, так и арендаторы. Для логистических компаний, занимающихся предоставлением комплексных транспортно-экспедиторских услуг, рынок аренды также представляет интерес. Таким образом, всем присутствующим на рынке железнодорожных услуг сторонам важно иметь представление о перспективах реструктуризации отрасли и своем месте на этом рынке. Железные дороги всегда рассматривали перевозочную деятельность как основную, но, возможно, этот подход нуждается в пересмотре.

Иллюстрировать целесообразность данного суждения можно примером компании American Airlines, которая разработала компьютерную систему резервирования мест Sabre. Впоследствии компания Sabre выделилась в самостоятельную и, разработав ряд информационных технологий, заняла лидирующее место в этой области. Перед банкротством American Airlines оценивалась в 400 млн. дол. США, Sabre — в 6 раз дороже.

Обсудить
2007-06-09
Источник: css-mps.ru







Консультации по лизингу Оксана Солнышкина Генеральный директор Консалтингового агентства "Территория лизинга"

Задать вопрос




ОПРОС Знаете ли вы иностранный язык?
  • проголосовать