главная написать письмо

ФОРУМ

Новое ПБУ "Учет аренды"
автор: maksevrodim
размещено: 01.07.13 / 21:10
Вопрос по страхованию автомобилей.
автор: maksevrodim
размещено: 22.06.13 / 13:11
Ищу работу в Москве.
автор: Admin
размещено: 13.04.11 / 10:41
В лизинг танк и установку град! :)
автор: Igor
размещено: 24.03.11 / 2:08

 


 





ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЛИЗИНГА

На первый взгляд может показаться, что оценить все нюансы международного лизинга предельно просто. Главное – запомнить, что предметом такой финансовой аренды могут выступать исключительно средства производства, оборудование (п. 1 ст. 1 Конвенции). Во всем остальном он, по сути, мало чем отличается от российского. Но подобная точка зрения – глубокое заблуждение.

Во-первых, если в договоре не прописать, право какой страны используется для регулирования лизинговых отношений, то к ним будет применяться то законодательство, которое действует в стране лизингодателя.

Во-вторых, перемещаемые через границу предметы международного лизинга подпадают под особый контроль со стороны таможенных органов. Ведь при ввозе арендованного у иностранца имущества необходимо рассчитаться по сбору за оформление и по пошлине (п. 1 ст. 318 ТК). Кроме того, немало внимания придется уделить и «иностранному» НДС.

Таможенная альтернатива

Стороны международного лизинга вправе самостоятельно выбирать таможенный режим. Чаще всего предпочтение отдается «временному ввозу», ведь он позволяет уплачивать суммы таможенных платежей и налогов в рассрочку. Для того чтобы получить право на этот льготный режим, «лизинговому импортеру» необходимо подать в таможенный орган заявление на временный ввоз арендуемого оборудования. Образец такой письменной просьбы приведен в приложении 1 к приказу ГТК от 4 декабря 2003 г. № 1388 «О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного ввоза». После того как таможенный пост даст добро, его начальник (заместитель) проставляет на ГТД свою подпись и оттиск штампа «Выпуск разрешен». Кстати говоря, подобное согласие понадобится фирме и в том случае, если она планирует передать временно ввезенные средства производства в пользование другой организации.

Однако льгота, предусмотренная для данного режима, весьма условна, потому как рассчитаться с таможней все равно придется (ст. 209 ТК). Другое дело, что «временный ввоз» отводит на данную процедуру 34 месяца (п. 1 ст. 213 ТК). В течение этого периода лизингополучатель должен периодически уплачивать 3 процента за каждый календарный месяц от суммы таможенных пошлин и налогов, которые взимались бы с него при режиме выпуска в свободное обращение. В пункте 4 статьи 212 Таможенного кодекса сказано, что при частичном условном освобождении результат выплаченных государству денег не должен превышать ста процентов. Это значит, что за последнюю «тридцатидневку» фирмы должны будут уплатить только 1 процент от общей суммы. Причем вне зависимости от того, прошел целый месяц или нет, он принимается за полный. По истечении указанного срока предмет лизинга автоматически будет выпущен в свободное обращение, после чего дальнейшая уплата таможенных взносов не производится (п. 5 ст. 212 ТК).

Те же лизингополучатели, которые не желают ограничивать себя 34 месяцами и имеют достаточно средств, дабы перечислять таможенные платежи и налоги единовременно, могут сразу оформить ввозимые товары в режиме «свободного обращения».

Возвращается лизинговое имущество заморскому владельцу в таможенном режиме реэкспорта, который предусматривает, что товары, ранее ввезенные на территорию страны, вывозятся без уплаты налогов и ввозных таможенных пошлин или с их возвратом. Примечательно, что в этом случае к оборудованию не применяются установленные законодательством запреты и ограничения экономического характера (ст. 239 ТК).

Заботы с НДС прилагаются

В части обложения НДС международный лизинг, как и прочий ввоз товаров на российскую территорию, подпадает под действие статьи 146 Налогового кодекса, а в роли налогоплательщика в данном случае выступает иностранный контрагент. Причем, если заграничный хозяин имущества не состоит на учете в российских фискальных органах, то фирма-арендатор, которая признается в данном случае налоговым агентом, обязана удержать у такого партнера налог на добавленную стоимость и уплатить его в бюджет (ст. 161 НК). База по лизинговому НДС определяется как сумма дохода от передачи имущества в финансовую аренду. В законодательстве указано, что, удерживая данный налог, фирма должна определять его размер расчетным методом как 18/118 (п. 4 ст. 164 НК).

Компании, уплатившие налог на добавленную стоимость, могут предъявить его к вычету. Причем право на возмещение этих сумм не зависит от того, под каким таможенным режимом (временного ввоза или свободного обращения) находится арендованное оборудование (п. 2 ст. 171 НК). Однако и здесь есть ограничение: предмет лизинга должен быть приобретен для производства товаров, облагаемых этим налогом (п. 3 ст. 171 НК). Кроме того, оформляя пакет документов для подтверждения своего права на вычет по НДС, компании следует обратить внимание на обязательное указание в счетах-фактурах (инвойсах) полной стоимости лизинговых услуг с учетом налога. Также стоит помнить и о том, что в том же периоде, в котором суммы НДС будут уплачены в бюджет, лизингополучателю необходимо внести соответствующие записи в свою книгу покупок.

Расчет прибыли «по-лизинговому»

Что касается налога на прибыль, то здесь может возникнуть два вопроса: как отразить лизинговые платежи за использование оборудования и можно ли списать в расходы затраты на таможенное оформление груза?

Если говорить о лизинговых платежах, то для целей налогообложения прибыли они признаются в составе прочих расходов. Затраты по таможенному оформлению также снижают базу «прибыльного» налога, пополняя ряды прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Причем, как указали финансисты, при использовании метода начисления данные затраты следует учитывать, принимая во внимание принцип равномерности признания доходов и расходов (письмо Минфина от 24 октября 2005 г. N 03-03-04/1/292).

В пункте 1 статьи 257 Налогового кодекса установлено, что «первоначальная стоимость имущества, являющегося предметом лизинга, определяется как сумма расходов на его приобретение и доставку… за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе затрат». Отсюда можно сделать вывод, что уплаченные таможенные сборы и пошлины наряду с выкупной ценой будут участвовать в формировании первоначальной стоимости предмета лизинга, однако только после перехода права собственности на него от организации-лизингодателя (письмо УФНС по г. Москве от 8 сентября 2005 г. № 19—11/63727).

В заключение стоит отметить, что относительно «прибыльного» налога отечественная компания также может выступать в качестве налогового агента. Так, например, лизингополучателю необходимо исчислять и уплачивать в бюджет суммы этого налога, если зарубежный арендатор не имеет российского представительства. Причем в данном случае его расчетная ставка будет равна 20 процентам (подп. 1 п. 2 ст. 284 НК).

Обсудить
2007-09-28
Источник: buhnews.ru







Консультации по лизингу Оксана Солнышкина Генеральный директор Консалтингового агентства "Территория лизинга"

Задать вопрос




ОПРОС Знаете ли вы иностранный язык?
  • проголосовать