главная написать письмо

ФОРУМ

Новое ПБУ "Учет аренды"
автор: maksevrodim
размещено: 01.07.13 / 21:10
Вопрос по страхованию автомобилей.
автор: maksevrodim
размещено: 22.06.13 / 13:11
Ищу работу в Москве.
автор: Admin
размещено: 13.04.11 / 10:41
В лизинг танк и установку град! :)
автор: Igor
размещено: 24.03.11 / 2:08

 


 



ДЕНЬГИ ЕСТЬ

Уровень развитости лизинговых отношений является своеобразным показателем развитости всей экономики страны. Российский лизинг не исключение. Расширяются география сделок и схемы проведения лизинговых операций, растут количество, качество и скорость предоставляемых услуг. Развитию лизингового бизнеса сопутствует поиск новых направлений и источников финансирования, ежегодная потребность в которых скоро достигнет триллиона рублей.

Структурные изменения

Стоимость заимствований по еврооблигациям составила для «Бизнес Альянса» 8,875%, что на несколько процентных пунктов меньше ставки первичного кредитования проекта. Разница в стоимости заимствований за минусом понесенных расходов стала источником дополнительного дохода эмитента, SPV и гонорара проектантов сделки. Выгоду получили и инвесторы, в особенности зарубежные, на величину разницы между ставками доходности по приобретенным ценным бумагам российской компании и доходностью на мировых рынках.

Это второй случай секьюритизации в лизинговом бизнесе нашей страны. Однако структурирование этой сделки существенно отличается от первой, проведенной в марте 2006 года с участием лизинговых компаний «Магистраль Финанс», «Инвестиционный партнер», «Объединенные инвесторы». Тогда SPV купила у лизингодателей само имущество, право получения платежей по семи договорам лизинга железнодорожного подвижного состава, а также выступила непосредственно эмитентом выпуска ценных бумаг. В сделке «Бизнес Альянса» SPV не была эмитентом. Эту функцию выполнил сам лизингодатель.

Чтобы широко внедрить схемы секьюритизации в практику российского лизингового бизнеса, необходимо принятие нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение инвесторов, залоговое обеспечение, случаи банкротства участников сделки, статус SPV. В США и Западной Европе сделки секьюритизации лизинговых активов показали высокую результативность и стали обычаями делового оборота.

Авансовые платежи

В соответствии с ГК аванс является формой коммерческого кредита. Поэтому авансовые платежи, перечисляемые лизингополучателями в адрес лизингодателей, следует рассматривать как одну из форм финансирования сделок. Вместе с тем аванс является и способом обеспечения сделки.

Для последних лет характерно постепенное уменьшение величины авансовых платежей. В чем причины изменений авансоемкости лизинговых сделок в России?

Во-первых, обострилась конкуренция среди участников лизингового бизнеса как в регионах, так и в отдельных сегментах рынка. Лизинговые компании, работающие с автотранспортом, нередко устанавливают величину авансов на уровне менее10%. Это характерно для ситуаций, когда у клиента сформировалась вполне добропорядочная лизинговая история (по аналогии с кредитной). В таких случаях велика вероятность, что у лизинговой компании авансовый платеж как функция обеспечения сделки отойдет на второй план, а превалировать будет намерение повысить доходность проводимой операции. Ведь чем меньше авансовый платеж, тем больше задолженность клиента и тем больший доход лизингодателя. Таким образом, лизингодателю при наличии уверенности в финансовой состоятельности лизингополучателя и наличии средств для приобретения имущества и обустройства лизинговой сделки нет никакого резона настаивать на значительных по размеру авансовых платежах.

Во-вторых, относительно небольшой удельный вес авансов в лизинговых компаниях, которые обслуживают крупные холдинги, когда лизингополучателями являются корпоративные клиенты. Нередко авансы в договорах лизинга, заключенных этими компаниями, вообще отсутствуют. Однако такая тактика лизингодателей характерна для взаимоотношений с финансово обеспеченными клиентами в проектах, риски по которым определены как незначительные.

В-третьих, в тех случаях, когда растет доля лизинга с использованием государственных средств, сокращается удельный вес авансовых платежей, размер которых регулируется государством (например, на уровне 10% при лизинге сельхозтехники).

В-четвертых, применение в практике работы лизингодателей большого количества новых лизинговых продуктов, предусматривающих минимизацию авансовых платежей.

В-пятых, кредитование лизинговых сделок поставщиками имущества.

Вместе с тем в ближайшее время возможно некоторое увеличение авансоемкости лизинговых проектов. Это обусловлено намерением некоторых лизингополучателей сократить общие расходы по сделкам, используя собственные средства. Так, условия тендеров, проведенных РАО РЖД в 2005—2006 годах, предполагали установление величины авансовых платежей в среднем 11%. Причем с каждым годом показатель авансоемкости железнодорожных лизинговых сделок неуклонно снижался. Однако по условиям двух тендеров, проведенных в 2007 году, удельный вес авансовых платежей был предусмотрен на уровне 30%, что свидетельствует о наличии свободных денежных средств у железнодорожников и намерении лизингополучателя сократить расходы по приобретению основных фондов.

Собственные средства лизингодателей

10—12 лет назад руководители лизинговых компаний были озабочены проблемой, куда вложить средства, полученные по очередным лизинговым платежам, чтобы избежать инфляции и их обесценивания. Теперь полученные лизинговые платежи все чаще реинвестируются в новые лизинговые сделки. Это обусловлено прежде всего тем, что эффективность лизинговых операций по многим сделкам превышает эффективность большинства банковских продуктов, да и средства направляются в те проекты, по которым у лизингодателей высокая уверенность в успешной их реализации.

Мы определили левередж (отношение заемных к собственным средствам компаний) в российском лизинговом бизнесе. В 2003 году эта пропорция составляла 6,63:1; в 2004 году — 13,07:1; в 2005 году — 11,26:1; а в 2006 году — 11,94:1. Эти показатели представляются более точными по сравнению с коэффициентом Debt/Equity Ratio, который рассчитывают в некоторых лизинговых компаниях на основе данных бухгалтерского баланса. Расхождения возникают за счет ряда факторов: учета авансов; формирования в бухучете накопительного результата; сложности оценки движения денежных средств внутри отчетного периода при расчете краткосрочных обязательств; возможности осуществления нелизинговой деятельности той или иной лизинговой компанией.

В России пока не закрепились как устоявшиеся пропорции между заемными и собственными средствами лизинговых компаний. Это свидетельствует, с одной стороны, о скорости первоначального накопления лизингодателями собственного капитала, а с другой стороны, о не устоявшихся пока темпах реинвестирования заработанных средств в новые инвестиционные проекты.

По сравнению с зарубежными компаниями у наших лизингодателей собственные средства, направленные на финансирование лизинговых операций, пока не столь велики. Но вместе с тем следует признать, что происходят заметные изменения, и теперь нередко лизингодатели не боятся рисковать значительными (по российским масштабам) суммами и инвестируют в лизинговый бизнес. Риск является вполне оправданным, и вложенные в лизинговый бизнес собственные средства лизинговых компаний приносят хорошую отдачу. В 2005 году за счет прибыли лизингодателей было осуществлено финансирование лизинговых проектов на сумму 374 млн. долларов, а в 2006 году — на 557 млн. долларов, то есть за год прирост этого самого значимого для любого хозяйствующего субъекта, в том числе и для лизингодателей, источника финансирования увеличился почти в полтора раза.

Соотношение между собственным капиталом лизинговых компаний и стоимостью новых заключенных и профинансированных договоров можно было бы рассматривать как аналитический показатель, свидетельствующий в известной степени о достаточности собственных средств лизингодателей для развития их бизнеса. При этом собственный капитал за определенный год целесообразно сравнивать со средним значением стоимости договоров без НДС за несколько лет. Тогда удается сгладить резкие колебания показателя, которые достаточно часто встречаются на практике.

Другой аналитический показатель — прирост собственного капитала лизинговой компании по отношению к уставному капиталу. Практика свидетельствует, что в отдельные годы даже при наличии достаточного собственного капитала лизингодатель испытывает дефицит приемлемых для него новых лизинговых проектов. Для обычного производственного предприятия отношение долга к капиталу считается рискованным, если превышает 30%. В ряде случаев руководствуются тем, что если долг превышает EBITDA (прибыль до уплаты налогов, процентов и амортизационных отчислений) более чем в три раза, то это свидетельствует о том, что компания является агрессивным заемщиком; диапазон от двух до трех — осуществляется умеренная политика заимствований; менее двух — консервативная политика. Однако для нормально работающих и развивающихся лизинговых компаний такие пропорции недостаточны. Поэтому требуется определение объективных пропорций для лизингодателей.

Важно также учитывать, что ранее, по положению Банка международных расчетов «Базель I», достаточность собственного капитала для представителей банковской системы составляла 8%. В новом своде положений «Базель II» предусматривается более жесткое регулирование деятельности финансовых институтов, в том числе в лизинговой индустрии. В частности, «Базель II» вводит высокие требования по регулированию для определения пропорции лизингового портфеля. Предусматривается использование показателя LGD (Loss Given Default) — потери в случае дефолта. Имеется в виду уровень безвозвратных потерь с учетом их частичного возмещения, например, путем реализации залога, использования гарантий. Так, в настоящее время потери в случае дефолта — 45%, а уровень возмещения — 55%. Согласно «Базелю II», потери в случае дефолта составят 35% от величины подверженности кредитному риску. Соответственно, уровень возмещения будет соответствовать 65% от общей суммы кредита. Таким образом, речь идет о нормативно устанавливаемом уровне потерь для кредиторов лизинговых компаний, и тогда это должно найти отражение в увеличении резервирования на случай дефолта.

Финансовые организации обязаны поддерживать определенный объем капитала против рисковых активов. Следовательно, «Базель II» повышает чувствительность капитала к риску кредитных потерь, поскольку требует от банков повышенного уровня капитала по тем заемщикам, которые оцениваются как несущие повышенную степень кредитного риска. Новые требования по резервированию для банков напрямую влияют на деятельность лизингодателей. Предусматривается, что российская банковская система перейдет на требования «Базеля II» в 2008 году. Значит, вскоре изменятся требования и к российским лизинговым компаниям по уровню обеспеченности их собственным капиталом.

Удорожание лизинга

По нашим расчетам, среднегодовое номинальное удорожание лизинга по сравнению с первоначальной стоимостью имущества составляло в 2003 году 11,78%; в 2004 году — 9,88%; в 2005 году — 9%; в 2006 году — 8,46%. Для объективной оценки размера удорожания лизинговой сделки необходимо вычитать из общей суммы удорожания сумму авансового платежа. С учетом этого обстоятельства уточненный показатель реального среднегодового удорожания оказался большим. Так, в 2003 году он составлял 13,7%; в 2004 году — 11,85%; в 2005 году — 10,75%; в 2006 году — 10%. Помимо авансоемкости большое влияние на эти пропорции оказывают другие ценообразующие факторы лизинга: стоимость заимствований, продолжительность договоров, выкупная стоимость, а также величина маржи лизингодателя, среднее значение которой за три года сократилось с 3,85 до 2,99% годовых. Кроме того, необходимо учитывать, что при любой схеме приобретения оборудования (по лизингу или за счет кредита) предприятию придется уплачивать и налог на имущество, а также нести расходы по страхованию.

Для сравнения отметим, что в США в ряде крупных компаний, занимающихся лизингом легкового автотранспорта, среднегодовое удорожание при трехлетнем сроке договора составляет 6,86%, а при четырехлетнем — 6,57%. Причем условия лизинга предусматривают, что соответствующие налоги выплачивает лизингодатель; чаще всего авансовые платежи не взимаются; остаточная стоимость в конце срока договора равна $1, то есть является символической.

Вместе с тем следует иметь в виду, что показатель удорожания лизинговой сделки не всегда следует рассматривать в виде основного и единственного критерия, определяющего выбор лизингополучателя. Дело в том, что отдельные схемы лизинга могут первоначально показаться даже более дорогими для конечного пользователя, но, несмотря на это, становиться и более привлекательными. Как показывает анализ, в России постепенно формируется такая среда хозяйствующих субъектов, для которых главным при выборе партнера по лизинговому бизнесу становится возможность использования на практике оригинальных схем проведения лизинговых операций и получение максимума услуг, что в конечном итоге приводит к удешевлению инвестиционных проектов.

Лизингоемкость инвестиций

Значимость лизинга в ВВП — это первая и самая общая макроэкономическая пропорция, характеризующая развитость национального лизингового рынка. В некоторых экономически развитых странах данный показатель в последние годы достигал двух-трех и более процентов. Так, например, в 2004 году его значение в Великобритании соответствовало 3,15%, в Италии — 3,12%, в Австрии — 2,72%, в Германии — 2,19%, в США — 1,91%; в 2005 году в Австрии — 2,1%, в Германии — 1,85%, в Канаде — 1,84%, в США — 1,71%.

В России благодаря быстрому росту лизинга показатель лизингоемкости ВВП вырос более чем втрое, в том числе за последний год в полтора раза — с 1,13 (в 2005 году) до 1,73% (в 2006 году), в то время как в других странах имело место его некоторое сокращение. Однако следует принять во внимание, что абсолютный объем ВВП США пока в 12,5 раза превышает российский.

При определении удельного веса лизинга в общем объеме инвестиций в основные фонды важно учитывать, что значительная часть основных фондов не может быть предметом лизинга. Например, жилые здания, большинство инструментов.

Наиболее объективным показателем лизингоемкости инвестиций является удельный вес лизинга оборудования и транспортных средств в общем объеме инвестиций в оборудование и транспортные средства. Его значение в 2006 году достигло в России уровня 22,15%. Для сравнения отметим, что годом ранее в США оно соответствовало 26,9%, а в Германии — 24,6%.

В региональном разрезе инвестиционная составляющая российского лизинга очень дифференцирована. Это обусловлено и развитостью экономики того или иного региона, и наличием средств для финансирования инвестиционных проектов, и уровнем подготовки кадров, и наличием льгот и преференций для участников лизинговых проектов. Лизинговые проекты по РАО РЖД не учитывались в таблице 7, так как лизингополучатель находится в Москве, а вагоны бегают по всей стране. Не случайно Росстат не распределяет инвестиции по этой компании по федеральным округам.

Следует иметь в виду, что высокие отраслевые показатели лизингоемкости инвестиций — это не всегда заслуга развития лизингового бизнеса. Иногда такое положение дел может являться следствием недостаточности вкладываемых инвестиций, и наоборот. В некоторых отраслях экономики инвестиционная активность в целом опережает лизинговую. В таких случаях удельный показатель, соответственно, снижается. Например, инвестиции в основной капитал железнодорожного транспорта страны в отдельные годы росли быстрее лизинга.

Наиболее четко тенденция роста лизингоемкости инвестиций проявилась в строительном комплексе страны, так как сроки амортизации с учетом ускорения короче средних сроков кредитования в стране, многие виды строительной техники относительно недороги, они являются высоколиквидными и могут служить хорошим обеспечением для лизинговых и сопутствующих им кредитных сделок.

Обсудить
2007-10-31
Источник: kommersant.ru







Консультации по лизингу Оксана Солнышкина Генеральный директор Консалтингового агентства "Территория лизинга"

Задать вопрос




ОПРОС Знаете ли вы иностранный язык?
  • проголосовать